«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».
схиархим.Зосима
Проповедь в Великую Среду вечера
Возлюбленная паства моя, по милости Божией окончилась первая половина Страстной седмицы, и мы непосредственно вступили во дни Божественных Страстей Христовых. Слышатся скорбные песнопения, оплакивающие тот момент, когда созрел Иуда-предатель и идет, чтобы предать своего Божественного Учителя. Совещается с жидовским сонмищем: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?» Посовещались все и оценили: «Тридцать сребреников». Как некогда братья Иосифа праведного предали за тридцать сребреников, так и Спасителя предал Иуда за тридцать этих сребреников, ибо тать был, то есть вор. Любил очень деньги, постоянно с ящиком денежным ходил везде. Но синедрион жидовский боялся народа. Ночью, тайно нужно было совершить гнусное дело – взять под стражу Спасителя и осудить Его на смерть.
Утром сего дня мы с радостью свидетельствовали о жене-грешнице, покаявшейся и прощенной Богом блуднице, вечером – скорбим о погибели Иуды. Святые отцы рассуждали, что Иуду окончательно погубило не предательство. Если бы он после Воскресения пал на колени перед Христом, попросил прощения – Господь простил бы его, видя его искреннее покаяние, ибо милосердие Божие беспредельно. Погубило его отчаяние. Осознал Иуда, что сотворил, когда увидел связанного по рукам и ногам Спасителя (как Он изображен на древнем образе) осужденного, избитого и оплеванного. Отчаялся: «Что я натворил!» Не было у него сил духовных покаяться, пасть в ноги Христу со словами: «Господи, прости!», он пошел и удавился.
Вот что погубило его – петля отчаяния.
Мы также иудины грехи почти повседневно творим – предаем грехами своими Учителя своего, Господа Спасителя нашего! И временами мы осознавать это начинаем, и сразу же не покаяния вздох, а отчаяния: Бог меня не простит! Что я натворил (натворила)! Это уже бесовское наваждение. Это уже беснование наше пред Богом. Да сохранит Господь от этого! Осознаешь тяжесть своих грехов – беги бегом к Господу, плачь, кайся, грызи землю за свои грехи! Господь милостив! А отчаяние ведет во ад. Это помните всегда. Какие бы ни были грешные – никогда в узы отчаяния не впадайте. Милосердие Божие бесконечно, я всем вам повторяю – беспредельно! И Бог даже величайших преступников прощает, если они каются. Вразуми нас, Господи, осознавать недостоинство жизни нашей и искренне всегда каяться. Никогда не впадайте в уныние и отчаяние, никогда не творите этого страшного иудиного греха!
Уже наступил по Церковному Уставу Великий Четверток. Завтра день Тайной вечери. Сегодня Евангелие Святое благовествовало нам об этом событии, как Христос последнюю Пасху встречал на земле с учениками своими, как установил и совершил первую Божественную литургию, пресуществив хлеб и вино в Тело и Кровь Свою, дабы все, вкушающие Их, имели жизнь вечную. И мы все готовимся в завтрашний день стать участниками сей Божественной Трапезы. Трапеза уже готова, горница алтаря устлана, пре- стол белоснежный готов принять эту Божественную Трапезу. Были бы души наши готовы к этой Божественной Великой Трапезе, Божественному Таинству, Божественной литургии. Почему мы и осознаем свое недостоинство, осознаем свои пороки и грехи – но идем к Тебе, Господи! Идем, кающиеся, идем, осознающие свое недостоинство, идем к Тебе, Господи! Мы Твои, Господи, дети! Не отвержи нас от лица Твоего, но всех нас помилуй, Господи, по великой Своей милости! Черствость души нашей умягчи, растопи холод сердец наших, Господи! Мы идем к Тебе! И дай, Господи, вам всем завтра согретым, добрым, радостным сердцем приступить ко Господу. Приступить к этой Святой Божественной Трапезе белоснежной, приступить ко Святой Чаше, быть причастниками Тела и Крови Христовой. Но бесконечно напоминаю: Иуда также был участником Тайной вечери. Да не станет кто из вас этим Иудой! Не предайте недостоинством своим Господа и Учителя своего! Аминь.
Дай, Господи, вам мирно исповедаться, подготовиться, отдохнуть во славу Божию и завтра мирно молиться в Великий Четверток Божественных Страстей Христовых. Завтра в шесть часов утра совершаем утренние молитвы. Полунощницу уже не читаем. После утренних молитв сразу совершаем часы, Литургию святителя Василия Великого с вечерней Божественных Страстей Христовых. За Литургией все причащаемся Святых Христовых Таин. Бог будет судить о нашем достоинстве и недостоинстве, и сердце наше, и совесть – неподкупный судия. Только прошу: не самооправдывайте своих грехов, будто кто-то в чем-то виноват. Мы сами во всем повинны! По себе сужу. Сами ввели в искушение своих ближних и на них еще сваливаем вину. Это очень тяжкий грех! Одумайтесь, безумцы! Исправим себя, пока Бог долготерпит всех нас!
В два часа малую вечерню совершаем и сразу же утреню с чтением двенадцати Евангелий Божественных Страстей Христовых. День сложный, напряженный. Помоги, Господи! Особенно прошу языки замкнуть. А то выхожу из церкви – уже две-три бабы стоят, шипят друг на друга, науськивают, болтают языками. Положи, Господи, хранение устам моим! Молчание. Благоговение. Не злое какое-то молчание, а благоговение перед величием этих святых дней.