«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Дом милосердия

Отец Зосима жизнью своей показал всю красоту и глубину христианского подвига. Весь его путь был исповедническим, жертвенным и пламенным служением Богу, Церкви и каждому человеку. Он всегда стремился быть близким к простому народу и очень дорожил тем, что Господь помог ему сохранить завещание своего духовника и достойно и радостно донести свой крест «простого сельского священника», как сам себя любил с улыбкой называть Батюшка. Плодом его жизни, трудов и подвига является основанная им Обитель на Донецкой земле в с. Никольском: два монастыря – мужской и женский – и большой Дом Милосердия – Богадельня.

Сердце Батюшки было открыто для каждого, кто встречался на его жизненном пути. Он любил человека, очень ценил труд, дорожил людьми, которые своей верностью и трудами служили Церкви и Отечеству. Всегда его сердце было исполнено благодарностью к таким людям. Батюшка молился о них, помогал преодолевать трудности и скорби, вдохновлял их и утешал, и постоянно думал о том, как обеспечить им тихую, мирную старость и христианское достойное упокоение.

Когда в 1985году «своенравного и упорного», с точки зрения властей, игумена Савватия (имя Батюшки в то время) сослали в очередную ссылку в с. Никольское (Волновахского района Донецкой обл.), первое, с чего он начал возрождение и обустройство прихода, – это ежедневные службы и строительство общей трапезной. Потом уже были построены корпуса с жилыми комнатами для приезжающих. При этом сам Батюшка долгое время ютился на кухне… А когда находящийся рядом с храмом детский сад закрыли за ненадобностью, Батюшка сначала предложил председателю колхоза организовать в этом здании Дом временного пребывания для престарелых. Но содержание такого Дома оказалось непосильной задачей для сельсовета, и Батюшка пришел к мысли о том, что нужно создать здесь церковную Богадельню для тех «белых платочков», которые потрудились во славу Божию для Святой Церкви.

Испросив благословение правящего архиерея, отец Зосима написал заявление в сельсовет, и Дом престарелых перешел под опеку приходского совета Обители.

Первыми насельниками богадельни стали прихожанки отца Зосимы. Те самые, ставшие уже немощными старушечки, которые неотступно следовали за Батюшкой во всем его крестном пути служения Богу и людям. Многие из них приняли от рук Батюшки пострижение в великий ангельский образ. С любовью и теплом он говорил: «Было время, когда они нас кормили, теперь наша святая обязанность – досмотреть их».

Но и мирским одиноким старичкам, желающим последние свои дни провести при храме, Батюшка не отказывал в приюте, тем, кого некому было досмотреть, у кого не было детей, тем, кто всю жизнь носил в храм свои копеечки от своих трудов. Очень Батюшка сочувствовал слепым, кто к нему обращался – никому не отказал… До сих пор нередко бывает, когда монастырская Богадельня досматривает неверующих одиноких старичков, и этот опыт жизни в ограде церковной, приобщение к Жизни Церкви приводит их к умиротворению и христианской тихой, мирной кончине!.. Неслучайно, издревле организовывая такие заведения при монастырях, их называли «Богадельнями», потому что в них Богом и ради Бога совершается дело спасения души человеческой. Батюшка, создавая Богадельню, основное ее назначение видел именно в сосредоточенной и освященной церковной жизнью подготовке к переходу в Вечность. Именно поэтому при планировании нового корпуса Дома Милосердия в первую очередь обсуждался вопрос об устройстве домового храма, чтобы была возможность для стареньких и немощных насельников собираться для совершения монашеского правила, причащения на Божественной литургии, соборования и чтобы в этом же храме соборно совершать и чин погребения тех, кто уже окончил путь своей земной жизни.

Можно сказать, что Богадельня стала отправной точкой при создании монастыря, средоточием монашеской жизни, собранием людей, которые хотели жить и умереть со Христом: одни – умирая, а другие служа им, как самому Христу!.. Уходя в Вечность, Батюшка потом в завещании своем укажет, что дело милосердия – это основное дело монастыря, «и эту заповедь обители должны выполнять вечно». Все приходящие в монастырь должны были обязательно пройти через послушание в Богадельне, потому что, по слову Батюшки, служение там – это прямая дорога на Небо! «По Богадельне сам Господь ходит!» – часто повторял он.

Одной из основных целей создания Богадельни было глубокое убеждение Батюшки в том, что дети должны досмотреть и упокоить своих родителей. И чтобы ради этого братиям и сестрам не пришлось покидать монастырь, Батюшка и устроил в нем все наилучшим образом! Он по собственному опыту знал, как нелегко дается такое решение – ведь ему самому пришлось оставить монастырь, чтобы досмотреть свою маму!..

Батюшка любил бывать в Богадельне, общаться с ее насельниками. Он ободрял их, вдохновлял на молитву и посильный труд всегда говорил: «Не засиживайтесь, не залеживайтесь, двигайтесь, стремитесь всегда что-то делать по- силам, а ляжешь – это все, это смерть!..» По его благословению при Богадельне был устроен хороший медицинский центр с серьезной лечебной базой и возможностью оказания экстренной помощи. Но он сам являл пример силы Божией в немощном и больном теле горящего духа и нас всех убеждал: «Поменьше пейте этих таблеток, если бы я пил все таблетки, что мне давали, уже давно бы в могиле лежал!..» Любил рассказывать историю 90-летнего старика, который все лекарства, которые ему назначали доктора, хранил в сундуке. Однажды молодой доктор, осматривая дедушку, предложил ему попить таблетки для поддержания здоровья, но старик сказал: «Сынок, посмотри в сундуке, может, найдешь там, что нужно!?» Когда же доктор увидел все «запасы» сундука, то воскликнул: «Живи, дедушка, как жил! Потому что если бы ты принимал все таблетки, что тебе назначали, ты бы никогда не дожил до таких лет!» «Поменьше жалейте себя, – говорил Батюшка и часто повторял слова свт. Митрофана Воронежского: Мало яждь, воздержно пий – здрав будеши».

Отец Зосима считал, что Богадельня – это не оздоровительный центр, а благоприятное место для подготовки к переходу в Вечность. А монах должен болеть, и не должно ему вылечиваться, а только лишь подлечиваться, и то по большей части тому, кто еще трудится. Батюшка был истинным отцом и молитвенником о тех, кого вверил ему Господь. Он не раз говорил о том, что молится ночью о всех, кто живет в Богадельне, и матушек просил молиться, благословил совершать неусыпаемую Псалтирь. Всегда стремился сам все и везде посмотреть, чтобы было уютно, чисто, просто, обязательно заходил на богадельненскую трапезу все попробовать, чтобы вкусненько старичкам было. Просил хранить мир, не обижать друг друга, очень предостерегал от греха подозрительности, говорил, что это страшных грех, и такие люди тяжко умирают…

Никогда Батюшка не обособлял жизнь Дома Милосердия от жизни всей Обители, самым важным, по замыслу Батюшки, было то, чтобы Обитель жила «единым сердцем и едиными усты», и только в этом единстве он видел силу и величие такого сочетания монастырей и Богадельни. Очень вдохновляли всегда его слова: «Кто – молится, кто – трудится, кто – болеет, а благодать на всех одна!» Батюшка хотел, чтобы Обитель была одной большой семьей, где есть обмен опытом, живое и доброе общение, участие и милость. Старички уже больше служат Обители молитвой и назиданием от опыта своего, а братия и сестры – трудами и любовью своей. Духовник Богадельни из братии монастыря по благословению Батюшки должен опекать их, жить с ними, знать их проблемы и потребности, разрешать недоумения и руководить в общежительном житии, помогая и вдохновляя на пути монашеского делания.

Особым событием для всей Обители является день погребения того, кто уже окончил дни своей земной жизни. И Богадельня не раз уже являла нам примеры блаженной кончины, когда душа мирно и тихо покидала утружденное жизнью тело либо под епитрахилью во время разрешительной молитвы, либо во время Таинства Соборования, либо после принятия Тела и Крови Христовых. Очень часто уходят в Вечность души в дни особо почитаемых праздников в Обители, и даже на Пасху и Рождество! В такие дни всегда собирается у гроба все братия и сестры Обители, торжественно на два хора совершают чин погребения, отдают последнее целование, и братия на руках несут гроб на монастырское кладбище. Потом долго еще совершается сугубая молитва об усопшем, а в дни особого поминовения все собираются за поминальной братской трапезой.

Уже после смерти Батюшки по его завещанию был отстроен большой новый корпус Дома Милосердия. Рассчитан он на сто человек. Это не холодный казенный дом, а по-домашнему уютное богоугодное заведение, где все продумано для удобства и ухода за старенькими и больными людьми. Светлые, уютные комнаты на двух и четырех человек – с домашней обстановкой, санузлы с постоянной подачей горячей воды, своя трапезная с трехразовым питанием и, конечно же, свой домовой храм в честь Сампсона Странноприимца.

Каждый день тут наполнен келейными молитвами, неусыпаемой Псалтирью, службами и посильными трудами. Каждый четверг в домовом храме совершается литургия, когда все насельники Богадельни причащаются; лежачих священники исповедуют и причащают прямо в их комнатах. По понедельникам здесь же совершаются попеременно заказные водосвятные молебны Матери Божией «Скоропослушнице» и Иоанну Кронштадтскому, после которых обязательно окропляется святой водой вся Богадельня и ее насельники. Когда в Обители совершается Всенощное бдение, в Богадельню специально приходит священник, чтобы помазать и утешить, освященными на литии, хлебцами с вином больных и немощных. Ради немощи и старости во все комнаты Дома Милосердия проведена трансляция из храма, чтобы те, кто не может уже бывать в храме, могли слышать совершаемые в храмах Обители богослужения и жить церковной жизнью!..

В Богадельне есть свои престольные праздники – на Покров Пресвятой Богородицы и в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, когда собираются все братия и сестры для соборного молебна, возглашения всем многолетия и потом для утешения и общения на праздничной трапезе.

Особой радостью и утешением наполнены дни Рождественских святок и Пасхи, когда приходят с праздничными песнопениями и подарками Отец Наместник и Матушка Игумения с сестрами чтоб утешить и благословить каждого!.. Очень ждут и каждый раз по-детски искренне радуются посещениям братии и сестер эти украшенные сединами и сетью морщинок «дети».

Распорядок дня Богадельни соответствует распорядку всей Обители. В 5.30 дежурная матушка колокольчиком будит всех на утренние молитвы: «Полуношнице время, молитве час, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Все, кто в силах, активно участвуют в богослужениях монастыря, ходят на утреннее и вечернее правило. В 12 часов дня все собираются на обед в трапезную Богадельни, где в сравнении с монастырским более мягкий и щадящий рацион. Например, во время Великого поста на трапезе все дни пища с елеем. Батюшка говорил: «Нельзя старикам без масла!» За трапезой, по монастырскому уставу, читается житие, а после окончания часто духовник, общаясь с матушками, говорит и слово назидательное.

В течение дня каждый по силам несет послушание: собираясь вместе, чистят овощи для трапезной, совершая при этом Богородичное правило, перебирают крупы, готовят коливо – пшеницу с орехами, оно здесь очень вкусное, помогают в горячий сезон заготовок к зиме. Поочередно круглосуточно дежурят на проходной у входа. Кто-то, несмотря на преклонный возраст, несет послушание в швейной мастерской, кому по силам – обрабатывают клумбы, облагораживая территорию вокруг Дома Милосердия, убирают помещения, некоторые сами еще несут послушание хожалок и санитарочек, помогая и ухаживая за теми, кто уже обессилел или болен. Так Батюшка всегда учил: «Сначала приди, сам потрудись в богадельне, а потом и тебя досмотрят!..»

Батюшка Зосима был очень радушным и гостеприимным хозяином, он никогда и никого не отпускал от себя голодным и неутешенным. Он говорил: «Никто не должен уйти, не отведав монастырского борща!» По его благословению это важное послушание несет Дом Милосердия. В его помещении устроена паломническая трапезная, которая во всякое время принимает каждого приходящего, чтобы накормить и обогреть.

Сейчас в Богадельне живет около 90 человек от 50 до 95 лет, средний возраст – 85 лет, матушек такого возраста около 40. Основная часть проживающих здесь – это монашествующие, и только около 15 % – мирские люди. 18 человек совсем тяжелые, они нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Для таких больных выделен целый блок в несколько комнат с отдельными санузлами, где круглосуточно дежурят хожалки и ведется постоянное наблюдение медперсоналом. Есть мужская комната для старичков, за ними ухаживают братия!.. Из схимниц есть матушки, умудренные жизнью и Духом Святым, принимающие всех ищущих наставления и утешения в несении жизненного креста.

Жизнь Батюшки Зосимы, его подвиг и труды – это ценный опыт для всей Русской Православной Церкви, который является ярким примером христианской жизни в наше время! Обитель свято следует его заветам и с трепетом хранит все достояние, которое передал нам Батюшка от трудов своих! И мы верим, что молитвами Батюшки и по слову его Господь сохранит Обитель и она будет стоять до скончания века. Аминь.