«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь в Великий Пяток

25 апреля 1997 года

Великая Пятница! Вчера вечером Господь сподобил нас слушать Святые Евангелия о страданиях Господа, сопереживать Его Крестным страданиям, сопереживать Крестной смерти. Господь сподобил нас совершить Крестоношение в воспоминание того Крестного пути, которым Христос нес Крест кровавый на Голгофу.

Сегодня день смерти мученической на Кресте Христа Спасителя. От шестого часа до девятого висел Христос на Кресте, мучась в тяжких предсмертных муках. И мы сегодня на часах и за вечерним богослужением слышали слова: «Совершилось! И приклонь главу, предаде дух»… Совершилось спасение человечества через страшные Крестные муки, через страшный кровавый Крест, через страшное солнца опаление, через страшную муку – богоотступные насмешки злых людей над Богом. Совершилось искупление всех нас, возвращено вновь нам потерянное райское блаженство, возвращено нам вновь бессмертие, возвращено Богообщение благодатное, уже в новой Церкви, во Христе Иисусе, Господе нашем.

Люди убили Бога. Самое страшное слово, которое можно сказать. Как может тварь убить Творца? Действительно, бескрайнее снисхождение Божие к падшему роду человеческому, даже до тяжких мук и смерти. Восстала толпа против Него, кричали: «Возьми, возьми, распни Его!» Богоотступное еврейское сословие кричало: «Кровь Его на нас и на детях наших!»

Это самое трагическое место в Евангелии, когда не только себя прокляли богоубийством, но и будущие свои поколения прокляли. Лишь только крещением омывается кровь Христова с этого племени. «Совершилось!» Люди убили Бога – самое страшное преступление в истории человечества.

Мы сейчас со скорбью вынесли Святую Плащаницу, со скорбными чувствами вспоминаем те минуты, когда святые праведные Никодим и Иосиф вместе с Пречистой Его Матерью и юношей Иоанном Богословом совершили погребение Христа Спасителя. Мы со скорбью думаем, что мы никогда не совершили бы этого богоубийства. Но мы также своими грехами являемся богоубийцами. Вновь и вновь отступаем мы от Бога, вновь и вновь своею жизнью, своими делами богоотступными наше общество кричит: «Нет Бога!» Вновь насмешку творит, вновь совершает богоубийство.

Гневаешься на брата, на ближнего своего – ты гневаешься на Бога, ты убиваешь Бога этим гневом – самый страшный, преступный, тяжкий грех. Гордость совершаем – мы богоубийство совершаем, «ибо Бог гордым противится». Кто противник Богу во грехе – тот уже есть богоубийца, отходит автоматически человек от Бога.

Но Господь дарует великое Свое долготерпение! Недаром мы пели и сегодня и вчера: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По нашим человеческим понятиям, казалось бы, невозможно пощадить нас в нашем богоотступничестве, в наших тяжких преступлениях, в блуде, и в наших смертных грехах тяжких, гордыне и тщеславии нашем. И вместе с тем Господь нас терпит.

Читаешь, как закрывали храмы, как уничтожали мощи святых угодников, святые иконы и все прочие святыни порушали, как страдали мученики, – и опять вздох этот, и думаешь: «Жертва прощения. Слава долготерпению Твоему, Господи!» Учит нас Господь терпению именно этим Своим долготерпением к падшему роду человеческому. И в Новом Завете Своем учит любви, ибо вчера мы читали завет Христов:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Именно этот завет Христов – любви друг ко другу – все мы должны исполнить: «Нет больше той любви, если кто жизнь свою положит за други своя». И в этой святой любви да утвердит нас Господь!

Господь долготерпелив и многомилостив и ожидает покаяния каждого. Он дал нам чудный дар Покаяния, которого не было в Ветхом Завете – очистительное Таинство, когда мы осознаем свою неправоту, когда мы осознаем свою греховность, когда мы осознаем мерзости свои греховные, искренне со слезами каемся и получаем от Бога прощение, вновь обретаем милосердие Божие.

Первый пример – это кающийся разбойник. Два убийцы, насильника, грабителя за тяжкие преступления были приговорены к смертной казни через повешение на кресте – высшая мера наказания. И один разбойник хулит Господа, глумится, как безумный, а второй увещевает его: «Что ты, друг, делаешь! Мы-то несем наказания заслуженные! Но Он же никакой вины не соделал, Он невинно все это терпит». И вдруг сердце его в молитве покаянной, в восторге вздоха, даже крика, с Голгофы обращается к умирающему Спасителю: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» Он даже не о прощении, не о помиловании просит, а «помянуть», чтобы Господь вспомнил о нем в том Царстве, о котором Он проповедовал. И приоткрыл очи свои умирающий Спаситель на кресте, и прошептали умирающие уста Его чудные слова: «Сегодня же будеши со Мною в раю».

Именно это беспредельное милосердие Божие и показано нам на Голгофе. Бог все прощает и всех милует. Напрасно мы ноем, что нас не простит Господь. Напрасно мы в уныние впадаем безумное, что мы уже обречены на ад и все прочее. Ложь это все перед Богом! Если бы мы были обречены на ад, Он бы не умер за нас на кресте. Он взял все грехи наши, все грехи человеческие. И только дай, Господи, нам мужество благоразумного разбойника иметь, покаяться и обрести всем Царствие Небесное, которое возвратил нам Господь через Крестную смерть и через Свое погребение. Вновь возвращена нам Вечность, вновь возвращен нам блаженный рай упокоения, вновь возвращено нам потерянное наше бессмертие.

И мы все, стоя у Гроба Божия, осознаем свою мрачную, гадкую, гордую, презренную, тщеславную, блудную свою прошедшую жизнь. Казалось бы, должна разверзнуться земля и поглотить нас, грешников, всех, здесь стоящих, неминуемо. И вместе с тем Господь долготерпелив и многомилостив. Жалеешь Ты нас, Господи. И мы Твои дети, Отче Небесный, пришли ко Гробу сему в сегодняшний день Великой Пятницы, чтобы сказать наше простое христианское слово святое: «Прости нас, грешных, Господи!»

Прости нас, Господи, что мы убиваем Тебя грехами нашими, творя волю греховную в жизни своей, похоти свои ставим выше Твоих заповедей! Прости нас, грешных, что мы, гордые, служим не Тебе, Господи, а диаволу служим гордыней своей! Прости нас, Господи, что мы вроде и творим добрые дела – и молимся долго, и постимся, но тщеславие уничтожает в нас все святые плоды подвига нашего – нет смирения и кротости в нас, грешных. За тщеславие наше горделивое, фарисейское, прости нас, грешных, Господи! Прости нас, Господи, грешных, что мы недостойно входим в храмы Твои святые, оскверняем святые иконы, святой Крест. Недостойно мы, священники, служим у престола Божия, недостойно мы все приступаем к Чаше Жизни – ко Святому Причащению! Легкомысленно, как будто к какому-то обряду приступаем, не вкушаем Тело и Кровь, не соединяемся с Тобой, Господи, а обряд совершаем!

Прости нас, грешных, Господи, за блудную нашу жизнь, за убиенных детей, зачатие которых дал Ты нам в радость, но мы, злобные, несчастные мужчины и женщины, убили этих детей до рождения, погубили, не дали им стоять у Гроба Твоего и молиться, и радоваться, и оплакивать грехи свои! Страшный, смертный грех совершили! Бог сказал: «Не убий». А мы, несчастные – убийцы, преступники – и не осознаем этого греха. И за этот грех мы являемся богоубийцами, ибо дает Бог жизнь, а мы убиваем.

Прости нас, грешных, Господи, злобных и славолюбивых, осуждающих друг друга, в ненависти живущих, подозревающих друг друга во грехах различных! Смотрим не на свои грехи, а на грехи ближних своих.

Прости нас, грешных, Господи, за то, что мы отступили от Церкви Божией, что по нашим грехам погибают дети, внуки и правнуки наши в безбожии, в секты различные сатанинские идут, в расколы! Прости нас, Господи, грешных, народ Украины, что беснуются у нас эти расколы, хочет растоптать, разорить диавол Церковь нашу Православную через этих «филаретовцев» и другую нечисть различную. Как они кощунствуют! А мы говорим: «А какая разница? Я ж Богу молился, одинаково все». Да этих кощунников признаем за «истинных» каких-то. Это ложь и мерзость перед Богом!

Прости нас, грешных, Господи, что мы в словах и делах не величаем Тебя, Творца нашего, а оскверняем постоянно – скверные шуточки, скверные анекдоты, скверные мерзости говорим про Тебя, Господи, и про некоторых угодников Твоих! Прости, Отче Небесный, все наши грехи и детей наших заблудших! Просим Тебя со вздохом: не накажи нас, Господи, по справедливому правосудию Твоему, но яви милосердие Твое беспредельное и, как разбойнику благоразумному, хоть в предсмертный час даруй нам, Господи, покаянный вздох: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» Аминь. В сегодняшний день Великого Пятка еще хотел бы я вспомнить кратко об одной святой реликвии, святыне великой, которая сохранилась до сего дня – о Туринской Плащанице.

Плащаницу купили Никодим и Иосиф и принесли ее на Голгофу. И когда сняли мертвое тело Спасителя со Креста, положили его на камень, который до сего дня в Иерусалимском храме Воскресения хранится. Отерли оплеванного, окровавленного, мертвого Христа Спасителя благовонными маслами, миром отерли тело. Положили мертвое тело Христово на полотно, другим краем прикрыли сверху, обвязали специальными погребальными повязками на груди по древнему еврейскому обычаю, платом специальным покрыли лицо и совершили погребение. А когда Христос воскрес, остались эти погребальные пелены, во гробе лежащие, на том камне, где лежало тело Иисуса.

Эти погребальные пелены Христовы принесли Матери Его, Пресвятой Деве Марии, и Она каждый день, расстелив их перед Собой, взирала на лик Христов. Особая благодать полотна – отпечатался нерукотворенный лик Христов на нем. И Пресвятая Дева Мария, как с живым, беседовала со Христом, Сыном Своим, взирая на Его величественное, действительно царское лицо. Когда смотришь на изображение на Туринской Плащанице, понимаешь – это не простой человек, измученный, смертный, лежащий во гробе. Величие, покой исходят от Него. Хоть и кровь, хоть и перебитый нос, хоть и жуткие, кровавые, тяжкие раны на руках, в боку и на ногах, но и величие Христово чувствуется. Действительно, само изображение нерукотворенное говорит, подтверждая слова Христовы: «Совершилось!» Величайший подвиг искупления совершился. Об этом и говорит лик нерукотворенный Христа Спасителя на Туринской Плащанице.

И это Святое полотно Плащаницы Господь сохранил даже до сего дня. Даже наукой доказано, исследованиями биохимическими и анатомическими доказано, даже компьютерные исследования сейчас доказывают подлинность Плащаницы Христовой. Хоть безбожники и пытались убедить всех, что это подделка, и прочее. Ложь все это. Христа невозможно унизить даже в Его Святой Плащанице. И какая злоба кипела вокруг Плащаницы! Бомбы подкладывали, чтобы уничтожить, взорвать, последний раз пожар чуть не уничтожил Святую Плащаницу в Туринском соборе. Сейчас она глубоко под землей находится, в особых сейфах. Лишь только в сегодняшний день Великой Пятницы выносят ее для поклонения. И благоговейно люди поклоняются. И мы радуемся, что весь мир узнал истину о Туринской Плащанице, в которую было завернуто тело Христово, и из которой Он торжественно воскрес. Это благодатная великая поддержка духовная всем нам, христианам. Мы чувствуем, верим, ощущаем присутствие на земле великой святыни – Плащаницы Христовой. За эту милость Божию, явленную в наше время богоотступного века сего, благодарим Господа! Это еще одно доказательство, что мы не напрасно верим, что это не какой-то миф, как нам все время втолковывали с детских лет эти безбожные сатанисты-атеисты, а великая Истина пришествия на землю Христа Спасителя, жизни Его на земле, страдания Его и славного Его Воскресения из мертвых.

Сейчас, родные мои, перед вами лежит драгоценная Плащаница. Каждый год вам говорю: еще в царское время матушки-монахини руками вышили эту Плащаницу златыми нитями для храма Божия. Прошла эта плащаница огонь и воду, жуткие гонения. Побитые, порванные куски ее собирали мы, чтобы соединить вместе и воссоздать эту нашу русскую красоту, потерянную в годину безбожия. Сколько уничтожали, сжигали этих Святых Плащаниц, и Бог терпел. И сейчас мы только подивимся остаткам этой чудной красоты. Прабабушки, праматери наши с молитвой вышивали и творили эту красоту. За эту красоту Руси нашей святой, также с любовью взирая на нее, должны мы благодарить Бога.

Изображено оплакивание Христа Спасителя, лежащего во гробе. Спаситель усопший лежит, Пресвятая Дева Мария оплакивает Сына Своего («Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе», – говорит Ей Христос), юный Иоанн Богослов, святые Жены Мироносицы, Никодим и Иосиф, и Ангелы окружают мертвого Хри- ста Спасителя. На Плащанице лежит Святое Евангелие, Новый Завет. Вот суд Божий – исполнили ли мы заповеди Божии? Особенно заповедь о любви друг ко другу, ибо если мы будем любить друг друга, также возлюбим тогда и Бога. Об этом подумай каждый, целуя Святое Евангелие. Все дал нам Господь! Только дай, Господи, разуметь, исполнять все и наследовать Царствие Небесное!

Сейчас окончим вечерню, благоговейно будете поклоняться Святой Плащанице, край ее целуете и Священное Евангелие Завета Божия. Кланяясь, вздохните, чтобы Бог простил нас всех, грешных. Самое главное – смиренное, сокрушенное сердце и мольба о прощении у лежащего во гробе Христа Спасителя.

Сегодня без елея кушаем пищу. До вечера отдыхаем, и в девять часов утреню Великой Субботы начинаем с чтением Похвал (погребальных песнопений) перед Святой Плащаницей Спасителя. Ночью службу совершаем. Это, к сожалению, по лености сейчас стали совершать вечером или утром. Ночью положено. Когда отец или мать умрет, вы спите или нет? Нет. Прощаемся, последнюю ночку с покойником ночуем, сидим возле гроба, вспоминаем жизнь прошедшую, молимся, Псалтырь читаем. А здесь – Творец во гробе, Спаситель лежит! Не должны спать. Это безумные люди только в эту ночь спят. А верующие в церковь должны идти, все должны молиться у гроба, у Плащаницы Святой.

Будем обносить Святую Плащаницу вокруг храма нашего, ибо ночью совершилось погребение Спасителя, почему ночью и должны мы молиться. Под Святой Плащаницей пройдем, Литургию Василия Великогов последний раз совершим. Пропоем чудное песнопение вместо «Херувимской»: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Кто желает, ночью последний раз всех причастим Святых Христовых Таин у Святой Плащаницы, и тогда уже будем готовиться и к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению.

Помогай Господи, родные мои, мирно нам провести сегодняшний день Великой Пятницы. Всего два слова – Великая Пятница. Обо всем они говорят – молчание, тишина в Великий день Страстной. Отдохнуть всем дай, Господи, где кто как может, чтобы ночью не дремали сонные в церкви, а чтобы молились у Гроба Спасителя. И дай, Господи, сил духовных получить разрешение грехов своих у Плащаницы Святой и причаститься всем Святых Христовых Таин, ожидая момента Святого Христова Воскресения.