«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского Предпразднство Рождества Христова

2 января 1998 года

С праздничным сегодняшним днем! День предпразднства Рождества Христова! Со вчерашнего вечера уже особые трипеснцы поют, каноны читают, прославляющие пришествие в мир Христа Спасителя. Мы прославляем рождшегося «нас ради человек и нашего ради спасения» Господа Христа.

В сегодняшний день в 1908 году о Бозе почил дорогой Батюшка, отец Иоанн Кронштадтский. Господь на восьмидесятом году призвал его в Свои обители. Спешил Батюшка всех поздравить с Рождеством Христовым: «А то уже не успею поздравить, не получат моего поздравления». Всю почту пересмотрел, отправил. Простыл, когда катался на колясочке, заболел. Немножко поболел, исповедовали его священники из Андреевского собора, причащали, соборовали. И в сегодняшний святой день преставился ко Госпо- ду в вечные обители великий праведник, великий светильник, великий молитвенник за землю нашу Русскую отец Иоанн Кронштадтский.

При жизни своей в Кронштадте он был доступен не многим людям, которые приходили, приезжали к нему. После кончины он стал доступен всей Русской земле и всему миру. Весь мир чтит отца Иоанна Кронштадтского: и во Франции, и в Англии, и в Америке – кругом храмы освящены, иконы написаны православные. И Греческая церковь, и Иерусалимская церковь – все чтут дорогого Батюшку, отца Иоанна Кронштадтского, великого праведника нашего XX века.

По милости Божией Господь сподобил землю Русскую очищения от нечистоты греховной через сатанинскую революцию, которую предсказывал дорогой Батюшка: что многомного крови прольется в земле Русской от безбожников. И предсказание это исполнилось. Предсказывал дорогой Батюшка и царской семье о трагической кончине жизни их. Предсказывал и архиепископу Тихону, что будет он Патриархом всея Руси, воссядет на престоле патриаршем. И все предсказания Батюшки дорогого исполнились. «И за грех цареубийства, – говорил он, – только покаянием русский народ очистится от крови царственных мучеников убиенных». Звал дорогой Батюшка всех к жизни покаянной, к исправлению жизни. Тысячи людей каялись, тысячи людей исправляли жизнь. Пьяницы бросали пить, распутники бросали блуд, семьи мирились, люди исцелялись его словом могучим пастырским. И всех звал ко Христу дорогой Батюшка, всех причащал Святых Христовых Таин во исцеление души и тела.

Пять тысяч людей вмещал Андреевский собор в Кронштадте, и почти ежедневно, кроме выездов, служил в нем дорогой Батюшка. И десятки тысяч людей причащались Святых Христовых Таин. Пять, семь, а то и десять Чаш одновременно освящалось на престоле – всех причащал, всех питал дорогой Батюшка от единого Тела, от единой Крови, от единой Чаши Спасителя нашего. Очень много людей каялось, много людей плакало, много людей было участниками знаменитых проповедей, знаменитых призывов к покаянию, к общей исповеди.

Сейчас мода пошла на общую исповедь. Пять или десять человек просят: «Батюшка, скорей, некогда».

Накинул епитрахиль на всех: «Прощается, разрешается». Ложь это все. Говорят, что так Иоанн Кронштадтский делал. Нет! Это не так было. Дорогой Батюшка общую проповедь говорил – всех звал к покаянию! Вся церковь плакала о грехах своих. Объяснял Батюшка, какие грехи, в чем мы должны каяться, что мы забыли, и в чем мы забыли покаяться. И когда вся церковь каялась, поднимал дорогой Батюшка епитрахиль, читал разрешительную молитву, а затем из алтаря выходили другие священники и прощали, разрешали людей, а дорогой Батюшка в этот момент причащал у алтаря Святых Христовых Таин. Два городовых всегда стояли у Чаши. Такая толпа была несметная народу, что железные кованые решетки отделяли амвон от алтаря, потому что сметет народ и потопчет все. И вот постепенно, один за другим, проходили все кающиеся перед Святой Чашей.

Многих дорогой Батюшка не причащал, видя нераскаянность людей. Они отходили от Чаши непричащенными. Призывал: «Только покайтесь. Еще недо- статочно раскаялись». Некоторые же люди просили:

«Причасти! Умираю, не могу. Ой, скорее причасти!» Чтобы служба не нарушалась, городовой скорей за шиворот таких – охи-вздохи в сторону – иди, кайся. А более достойных покаявшихся прозорливый дорогой Батюшка допускал ко Причащению. Иному – одну частичку, иному – две, а иному – аж три из лжицы святой давал, смотря по достоинству покаяния человеческого. Вот так происходила исповедь, так происходило и Причащение Святых Христовых Таин.

В алтаре очень много стояло народу мужского пола – юношей, мужчин благообразных. Молились в алтаре. И в алтаре многих Батюшка причащал Святых Христовых Таин. Особо благодатная литургия была его. Горел Батюшка духом, его голос звенел во всех уголках собора огромного Андреевского – звонкий, четкий. Каждая буковка была слышна в его голосе, когда он читал молитвы, когда он со слезами стоял у престола и молился за всю землю Русскую, и за народ святой об очищении от грехов. Особое молитвос- ловие от себя добавлял Батюшка во время молитвы, прося о всем мире, прося о всех людях – благодатного благословения и помощи Божией.

Дорогой Батюшка отец Иоанн Кронштадтский обладал даром исцеления. Он не вычитывал никого, нико- го крестом не бил, как сейчас некоторые священники делают, копием никого не колол. Он служил молебен! Просил дерзновенно у Бога об исцелении, просил дерзновенно о помощи Божией, и по молитвам простого молебного пения Господь и даровал людям все просимое. Не так, как сейчас маловерные, дожились до чего – особый заказной молебен служат, на голову ставят чашу с водой и освящают эту воду на голове. Это все маловерие наше, суеверие времени нашего суеверного. Этого не должно никогда быть! Никогда дорогой Батюшка не ставил Чашу на голову. Как во время Херувимской песни в некоторых храмах все толкаются, хрюкают, друг друга ругают, лезут под Чашу, как свиньи к корыту – такого не было у дорогого Батюшки. Стояла вся церковь стеной, молилась вся церковь, плакала, каялась и читала «Помилуй мя, Боже», когда Херувимскую песнь пели и выносили Святую Чашу, вспоминая Крестный путь Христов.

А сейчас маловерные священники униатские католические обряды вводят. Это только католики на голову чашу свою ставят, а в православном храме этого не положено. Это униатские, католические обряды. И в соседних селах, и в других селах есть такие суемудренные священники, которые творят этот так называемый «латинский» обряд в церкви. Дорогой Батюшка этого не делал никогда. Никаких добавок, изменений в Божественной литургии у него не было. Основная тема его проповедей – покаяние, обличение грехов человеческих. Звал дорогой Батюшка всех к покаянию. Основная тема – исправление человеческой жизни, исцеление души. А когда душа исцеляется – и тело исцеляется, обновляется. Лечебницей был храм, где служил дорогой Батюшка. Тысячи людей получа ли облегчение, исцеление явное и тайное от недугов своих, облегчали здоровье и исправляли свою жизнь.

Родился Ванюша очень слабеньким ребеночком. Боялись, что он умрет и поскорее крестили его, чтобы не умерло некрещеным дитя. Но после крещения Господь дал такую силу ребеночку, что он стал расти, поправляться. И 80 лет горел он на свешнике церковном, этот маленький ребеночек Ванюша, который родился в городе Суре далекой Архангельской губернии на севере русского Отечества нашего.

Дорогой Батюшка был известен всей России, всему миру. Мешки писем шли к нему, мешки телеграмм разных шли, записки, прошения, просьбы, десятки корзин шли разных огромных с просфорами. Он не мог физически все охватить: по нескольку просфор из каждой корзинки достанет, вынет частички, а остальные вынимали уже священники, которые молились в алтаре святом Божием. Он не мог читать все записки, он с дерзновением клал руки на эти записки, на эти письма, на эти мешки с телеграммами и просил: «Боже! Видишь мою немощь… Не могу я объять все, перечитать. Да будет по Твоей воле в жизни каждого человека». И действительно, чудеса совершались по дерзновенной молитве дорогого Батюшки. Больные исцелялись, семьи мирились, невзгоды проходили, люди обретали умиротворение и спокойствие души своей. Вот какова была дерзновенная молитва дорогого Батюшки, отца Иоанна Кронштадтского. Огромную просфору всегда пекли Агнечную ему, и вся просфора расходилась, всех питал дорогой Батюшка Хлебом жизни – Телом и Кровью Христовыми.

Дорогой Батюшка очень милосердным был ко всем несчастным людям. Не стеснялся никто к нему идти. Шли пьяницы к нему, просили у него прощения, просили у него и помощи, чтобы помог он бороться с этим пьянством. И многих он исцелял. Потому особенно людям, подверженным пьянству и наркомании, нужно молиться, просить дорогого Батюшку, чтобы он как при жизни исцелял этих несчастных, так и посмертно подавал помощь всем, одержимым этими страшными недугами пьянства, винопития, табакокурения и другими мерзостями и извращениями века сего.

Дорогой Батюшка милосердным был к бедным, несчастным людям. Особенно жалел дев и женщин. Знал он, что мужчине легче прожить, чем женщине, и строил монастыри женские. Знаменитая Иоаннова обитель есть на Карповке в Санкт-Петербурге, где он и погребен, где находятся его честные мощи под спудом. Пюхтицкий монастырь по его благословению строился, Леушинский монастырь и другие. Пять монастырей воздвиг. Даже на родине своей построил женские монастыри. Знал, что «женские платочки» – бабенки русские – все должны спасаться, обретать спасение в обителях святых. Дорогой Батюшка и о детях-сиротах заботился – сиротские дома строил на свой кошт. Дом Трудолюбия в Кронштадте знаменитый выстроил, чтобы дети-сироты и мужчины, и прочий народ Божий могли учиться ремеслу, искусству, трудолюбию, обретали навыки для жизненной дальнейшей потребности.

Дорогой Батюшка всех нищелюбиво оделял, чем мог. Кому из просящих серебряный рубль даст, кому другую монету, кому бумажку – что только было в кармане.

Как-то раз богатая купчиха в шелковом голубом платье к нему подошла, подносит пакет денег, завернутый в бумагу красивую, дорогим одеколоном накапала, чтобы пахло приятно, голубой ленточкой перевязала: «Батюшка, вот моя милостыня, молись же, на вечное поминовение я тебе даю. За меня, за моих детей молись». Большая сумма была дана. Тут стоит рядышком с ней девушка, которая хотела попросить у Батюшки благословения. Предстоит ей замужество, а не за что даже приданое справить, чтобы нормально выйти замуж и устроить свою жизнь. «Спаси Господи, – поблагодарил Батюшка, взял у купчихи этой пакет напомазанный, благоухающий одеколонами. – На тебе, Маня! Вот тебе на приданое, на свадьбу твою и на счастливую жизнь твою дальнейшую супружескую». Купчиха чуть в обморок не упала: «Батюшка! Там пять тысяч рублей царскими деньгами!» Это ж целое имение тогда было, целое состояние. «А ты мне дала или Богу?» – «Да Богу дала». – «У Бога иди и спрашивай. У Бога твои деньги. Они пришли к Богу».

Вот так дорогой Батюшка милосердие творил. Не считал он этих денег никогда. Если бы считал, собирал, был бы миллионером. Умер дорогой Батюшка – пять копеек денег всего было у него в столе в кабинете. Не за что было и хоронить его. Его хоронила вся земля Русская. Вся Русь хоронила его. Все скорбели, во всех городах, во всех храмах звонили колокола. Разнеслась весть, что умер, преставился ко Господу великий светильник земли Русской, дорогой Батюшка. Десятки венков от царской семьи прислали – царь очень почитал, и царское семейство почитало дорогого Батюшку. Сонм святителей совершали погребение в Иоанновском монастыре, где его святые мощи поста- вили в склепе, предали земле на вечное упокоение.

Господь посетил, как предсказал Батюшка дорогой, Русскую землю несчастьем – революцией сатанинской коммунистической, террором сатанинским. Кровь реками полилась по земле Русской. Все исполнилось в точности. Цареубийство совершилось. Архиепископ Тихон был избран благословением Божиим на Патриарший престол, стал мучеником и исповедником веры Православной. Обитель святая, которая созидалась на кошт Батюшки дорогого, была разорена. Сколько раз пытались безбожники взорвать, уничтожить обитель святую на Карповке. Но не смогли, не одолели этой твердыни. Мощи дорогого Батюшки были перепрятаны. И тайно находятся до сего дня в обители святой, но в последние времена явятся мощи нетленные. И как Патриарха Тихона явились мощи после пожара, так и мощи дорогого Батюшки, придет время, явятся в утешение всему русскому народу и Руси святой.

Прошло время оголтелого безбожия. Обитель святая, хоть и грудой развалин, возвращена Церкви Святой. И удивляешься – пять лет назад лишь только монастырь был отдан Церкви, а какое строительство было совершено! Совершенно преобразилась обитель. Из этих руин, из этих оскверненных камней обитель сияет, храмы освящены, разобраны все перегородки, уничтожена вся мерзость запустения, которая была на месте святом, расчищена усыпальница. И Святейший Патриарх Алексий ΙΙ, будучи тогда еще митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, освятил престол в усыпальнице, где находились мощи дорогого Батюшки, отца Иоанна Кронштадтского. Первая литургия на Пасху там была совершена, и радова- лись все сестры Пюхтицкого монастыря, пришедшие нести послушание в обители. Чувствовалось, что с воскресением усыпальницы дорогого Батюшки воскреснет и обитель из поругания, и воссияет как особое благодатное место в земле Русской. Постепенно расчистились храмы, кельи, ремонты произвели. И сейчас все, кто бывает в обители Иоанна Кронштадтского, удивляются той чистоте, той красоте, той опрятности монашеской жизни. Как все кругом блистает, сияет, как эти послушницы, инокини, монахини трудятся, наводят порядок кругом! С какой любовью они совершают службу Божию, молятся, несут послушания монастырские, вкушают трапезу и сами по примеру дорогого Батюшки кормят обездоленных, нищих, сирот, и паломников приезжих стараются накормить. Обитель дорогого Батюшки растет, сестры умножа- ются: приходят юные девочки, чтобы всецело посвятить свою жизнь Богу и дорогому Батюшке – под его ризой спасаются о Господе.

И в сегодняшний день торжествует обитель Иоаннова на Карповке. Торжествуют и молятся сестры и тысячи паломников, богомольцев, пришедших в обитель помолиться в усыпальнице дорогому Батюшке.

Сегодня ночью служили литургию святую, и все сестры, во главе с игуменьей Серафимой, причащались у гроба дорогого Батюшки Святых Христовых Таин. А на дневной литургии вся церковь, тысячи людей при- ступают ко Святой Чаше в этот день. Как было при жизни дорогого Батюшки, так и в настоящее время есть.

И нас всех в сегодняшний день Господь созвал со всех концов края нашего для этой кронштадтской молитвы, для покаяния, для вздохов покаянных в храм сей, чтобы почтить память великого праведника, помолиться ему и попросить его помощи и мудрости духовной. Как сам дорогой Батюшка жил во Христе, так и нам, молитвами его, дай Господи, чтобы наша жизнь проходила во Христе Боге, Спасителе нашем.

И дай, Господи, и вам сегодня кронштадтскими причастниками всем стать, вдохнуть. Только молите Бога, чтобы достойное было Причащение ваше, чтобы недостоинство наше простил Господь, чтобы Чаша сия была не в осуждение нам, но в исцеление души и тела. Ибо некоторые из вас стоящие (смотрите!) уйдут от Чаши, осужденные от Господа. Бойтесь этого! Бог поругаем не бывает. Запомните это крепко.

С глубоким смирением, со слезами да призовет Господь нас сегодня ко Причащению. И дай, Господи, чтобы благоговейно подойдя к Чаше, причастившись, край Чаши поцеловали, почувствовали, что это не просто хлеб и вино, а огонь, опаляющий все внутренности наши человеческие. Все грехи, весь смрад – все попаляющий. Вот что мы должны чувствовать – этот огонь Причащения Божественных Святых Христовых Таин. Если такой горит огонь, то благодатью Божией осиялся человек. И дай, Господи, теплоту Причащения почувствовать, радость, благословение и молитву дорогого Батюшки, отца Иоанна Кронштадтского, в сегодняшний святой день.

Недавно наш приход посетила матушка Серафима – игумения Иоанновской обители. Была здесь в гостях, молилась у нас в праздник Введения. Отдал я ей (у меня хранился) крест, который носила схиигумения Ангелина, последняя игумения Иоанновской обители. Все знают облачение красное, крестами, в этот день я служил в нем всегда – отдал и его в обитель святую. Там уже находится эта святыня, у гроба дорогого Батюшки. И сегодня священники служат в этом облачении, в котором он служил в своей земной жизни.

Сейчас мирно, спокойно будем причащать вас. Тихонечко, благоговейно, без всякой толкотни, да не уподобимся «несмысленным скотам», а именно с благоговением, духовными детьми подойдем к Чаше Жизни, и Господь опалит грехи наши все тяжкие и даст нам благодатное чувство радости, легкости и обновления духовных и жизненных сил для дальнейшего нашего жизненного крестоношения.

Молитесь всегда дорогому Батюшке, ежедневно просите его помощи, ежедневно почитайте хоть по абзацу труда его «Моя жизнь во Христе». Что скажет вам дорогой Батюшка, чему наставит – все там сказано, все в дневниках дорогого Батюшки объяснено. Лишь только читай, мысли и разумей. Просите его помощи. Батюшка никогда никому не отказывал, не откажет сейчас, не откажет и в дальнейшей жизни в этой помощи. Как будем просить, как будем веровать, так будем и получать в жизни своей духовной.

Сейчас, родные мои, будем причащать Святых Христовых Таин. Все готовы? Да по наружности – все, а внутренне… Подумайте хорошенько. Чтобы не как Иуда подойти к Святой Чаше, чтобы не в осуждение было Причащение Святых Христовых Таин. Чтобы тихо, спокойно, не толкаясь, с достоинством и благоговением подходили к Святой Чаше.

Просьба: не оскверните момент святого причащения толкотней, мыслями плохими. Благоговейно и благодатно, с радостной душой и чистым сердцем приступайте ко Господу.

Дай, Господи, мирно окончить Святой пост. Дай, Господи, чтоб сегодняшний день для всех был как Великий Четверток накануне Пасхи Христовой. И дай, Господи, всем нам дождаться праздника Рождества Христова и мирно в Рождественскую ночь всем молиться Богу единой духовной семьей.

Вчера был я у святителя вечером на епархиальном совещании. Владыка очень доволен остался храмом нашим, службой, народом, когда на «Знамение» служил. Как спокойно молится народ, поразило его, передавал всем благословение свое святительское и поздравления с наступающим праздником Рождества Христова.

И во вчерашний вечер Собор в Киеве прошел Архиерейский, на котором совершили канонизацию митрополита Киевского Петра Могилы, за его церковные деяния причислили к лику святых угодников Божиих в земле Русской.

Еще постановили святители: ни о какой автокефалии не может быть и речи сейчас. И никаких выступлений не было. Только один там кто-то выступал за автокефалию – чудо гороховое, прости, Господи. Остальные все святители сказали: «Не время это говорить, народу бунтовать нечего, народу не нужно думать о политике, о молитве думать надо и молиться о един- стве нашей Церкви». Это радостная весть. До предстоящего Архиерейского Собора в Москве еще дожить надо. Никакой автокефалии не будет. Уже хорошо. Это уже радостная рождественская новость для всех нас.

Запомните: ночью служим и Рождество, и Крещение. Чтоб потом не ползли со своими бидончиками по святую воду. Молиться ночью нужно, а на рассвете, если доживем до Крещения, будем и воду освящать. Всю ночь нужно молиться в эти святые праздники.

Да, просьба… И Владыка просил довести до вашего сведения: времена сейчас опасные, как называют по-новому, КРИ-МИ-НО-ГЕН-НЫЕ. То есть бандитские времена. Кто думает побыть на всенощной Рождественской – чтобы не пришли домой, а ваша квартира пустая. Договаривайтесь, чтобы кто-то переночевал, соседи присмотрели, чтобы охраняемо было. Не искушайте ни себя, ни людей. Думайте, что в эту ночь диавол спать не будет. Будет крутить диавол. Так что, чтобы не было искушений, – пришла бедная бабка, а хата у нее уже пустая… Подумайте и позаботьтесь, кто может побыть – дети или родственники. Чтобы вы могли, не думая за свою хату, что ж там делается, спокойно в Рождество Богу помолиться. Наперед вас предупреждаю, чтобы вы об этом позаботились.

Сегодня всех попричащаем. В Рождество никого причащать не будем уже – Святки, разговелись, никаких постов. Торжественно празднуем Святки, рождественские праздники. Все понятно? Вопросы есть какие? Нет? Какие вы грамотные!