«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь в день памяти святого апостола и евангелиста Матфея Начало рождественского поста

29 ноября 1998 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днем сегодняшним и с началом святого Рождественского поста!

Сколько до Рождества осталось? Тридцать восемь дней, говорят умные бабы. Так что осталось совсем немножко до святой Рождественской ночи.

По милости Божией и в сегодняшний воскресный день Господь собрал нас под своды сего священного храма для общей молитвы, для нашего духовного общения и обновления духовного. И сподобил Господь священников у престола Божия соборно совершать Божественную святую литургию, а нас – тихо, мирно молиться в храме в этот святой воскресный день.

Евангелие о милосердном самарянине читал нам отец диакон за Божественной литургией: «Иди и ты твори такожде». К милосердию зовет нас всех Господь, не к словам пустым, а к делу. Не раздумывал самарянин, оказывать помощь иудею или не оказывать. Он оказал ее не раздумывая, невзирая на то, что вражда была ненавистная между самарянами и иудеями. Он перевязал все его раны, посадил его на свой скот, сам пешком рядом с осликом шел, привез его в гостиницу, служил ему всю ночь, кормил, перевязывал раны ему. Утром, уходя дальше, он дает деньги последние свои хозяину гостиницы: «Возьми же, корми его, лечи, пока он не поднимется. Если что истратишь лишнее, я, возвращаясь, отдам тебе долг мой». Вот таково сегодняшнее евангельское назидание: не выгоды ради, не славы ради человеческой творите благое, а ради славы Божией.

У нас сейчас очень модно творить благодеяния, но увы, не ради Бога, не ради Божией кротости и милосердия, а ради славы человеческой: я благодетель, я – помогаю! Потому от этой помощи одна пустота бывает.

Ради славы человеческой нам и заграница сейчас помогает, так называемая «гуманитарная помощь» их. Это не помощь, а насмешка только над нами. Ради славы человеческой многие стараются творить дела добрые, но они пустыми получаются и бессмысленными. А вот если поступать, как сегодняшний самарянин милосердный, конечно, будет великая польза. Духовная польза и удовлетворенность духовная.

На этой неделе у нас был праздник святителя Иоанна Милостивого. Само слово говорит – «милостивый». Так и Златоуст прямо пишет: «Милостыня есть царица добродетелей». «Блажени, – сегодня пели, – милостивые, яко тии помилованы будут».

Если мы будем милосердны, как самарянин сегодняшний, конечно, и к нам Господь будет всегда милосердным. Только творить дела нужно втайне, не для показухи, как мы попривыкали, не ради хвалы человеческой. А творящему втайне и Отец Небесный, видящий тайное, воздаст явно в жизни. Несомненно, милосердный самарянин за свое благодеяние получил Божие благословение и вечную награду на Небесах.

И мы знаем другие примеры, как Господь осуждал мнимых праведников, таких, как мы, долго молящихся, много постящихся, как фарисеи. Вот притча: мытарь и фарисей. Как Христос этого простого грешника- мытаря помиловал и простил его! А осудил кого? Мнимого праведника, фарисея осудил. Я в последнее время постоянно размышляю о нынешнем состоянии нашем духовном и говорю себе и всем вам: лучше умереть постоянно кающимся грешником, быть прощенным Богом и наследовать Царствие Небесное, нежели погибнуть мнимым праведником, который идет сам в погибель и людей за собой еще, к сожалению, ведет. Так и вам дай, Господи, и мне, грешному, – всем нам быть грешниками кающимися, прощенными Богом и наследовать Царствие Небесное, нежели мнимыми праведниками-фарисеями погибнуть, в ад пойти, во тьму кромешную. Господь зовет нас к милосердию: «Иди и ты твори такожде». Поступай так, чтобы тебя не хвалили, чтобы не было похвальбы ненужной человеческой, а все втайне твори, как сотворил милосердие нынешний самарянин.

Недаром и «Общество самарян» на Руси было святое, где люди специально посвящали себя служению несчастным и страждущим. И нас, Господи, и вас всех укрепи в этом милосердии. Прежде всего – накормить человека. Голод – самое страшное чувство. Хоть краюшкой хлеба накормить, хоть холодной воды, хоть чаю чашечку подать, но всегда – накормить. А то приходят ко мне, сидят по полдня. Чего сидите? Да пойдите ж в трапезную да покушайте. На голодный желудок одни мысли. А уже когда покушаешь, «кастрюлька» варит твоя, уже спокойно можно и беседу вести. Недаром старцы всегда в былое время на Валааме как делали: кто-то пришел из посетителей, сразу раз! сапогом дырявым самовар раздули, чай вскипятили… Чаек попивают, и неторопливая, спокойная, благодатная беседа идет. Но там же один человек за всю неделю появится, приплывет на лодке в пустыню… Конечно, можно с ним и чай попить. А когда вас тут куча народу ходит, уже чаю не напьешься со всеми.

Всегда нужно милосердие проявить. Накормить нет возможности – доброе слово скажи. А доброе слово всегда лечит лучше всяких лекарств, лучше всяких борщей. И вот эта доброта святая да сопутствует нам в сегодняшний день. «Иди, и ты твори такожде», – нам Господь всем говорит, каждой душе говорит об этом милосердии. Вразуми только, Господи! Открой сердце наше, чтобы мы поняли глубокие очень слова сегодняшнего дня и чтобы мы обязательно все стали наследниками Царствия Небесного – спаслись!

Все время подчеркиваю: не унывайте! Не предавайтесь нытью, болезненному такому, психическому: не спасусь, погибну, великий грешник или грешница. Часто люблю повторять: на земле же ни одного святого нет. Святые все сидят где? На Небе. Там сидят, у Бога. А тут все грешные люди ходят. Но неужели Господь нас всех создал для погибели, как вы думаете? Всех для спасения создал Господь! Всем хощет спастися. Все должны стать наследниками Царствия Небесного. И нас Господь призвал к вере. Для чего? Спастись! Наследовать Царствие Небесное. Не ныть, как безумные – «не спасусь» и прочее. Спасемся! Только глубокая чистая вера всегда должна быть в нас. Никаких сомнений, никаких колебаний: «Твой есмь аз. Спаси мя, Господи!» Такие слова чудные должны звучать постоянно, ежедневно в сердце нашем. И когда ты согрешишь, всегда вставай: «Прости, Господи, меня. И все-таки Твой есмь аз, спаси мя».

Вот какую радость духовную, примеры милосердия Божия дает нам Церковь в житиях святых угодников. Можно осуждать всех угодников Божиих – такие-сякие были. Но каков путь покаяния! И у Царя Давида, и у других угодников – великих грешников! И на Руси у нас разбойник лютый был, Опта… Да ведь одумался, образумился и монастырь построил – знаменитую Оптину Пустынь – для падших всех людей. Идите, спасайтесь, кайтесь и становитесь наследниками Царствия Небесного!

И взирая на Божие милосердие, и свое милосердие мы должны проявлять в жизни нашей христианской. Вразуми, Господи, духовно подходить, дальновидно размышлять всегда о всяком деле. И также милосердием своим не принести вреда ближнему. А то пьянице дай копейку – пойдет пропьет, да еще под автомобиль попадет. И посадят невинного водителя. А кто дал? Да мы ж и дали! Так называемое «милосердие» в кавычках.

Настоящий нищий человек стыдится попросить. Та же старуха голодная лежит – она стыдится попросить кусочек хлеба. А «артисты» нынешние ходят-бродят. Они побогаче нас всех. В богатстве и довольстве живут. Так что милосердие мудро нужно оказывать – не навредить. Лекарство больному давать можно. Одну дозу дай настоящему больному – помощь будет. Вторую дай – вред будет. Человек может погибнуть, умереть. Точно так и милосердие… Рассудительно надо оказывать помощь, дабы не навредить душе – тунеядство не развивать в человеке. Раз дал, два раза, а третий он уже сам требует: «Давай, мне надо». Так заработать надо, потрудиться надо. Так что, в этом отношении, дай, Господи, нам духовное рассуждение – кому дать и как дать. Недаром в народе мудро говорит пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Я временами чешу затылок, думаю: «Дать?» ‒А бес говорит: «Жалко». ‒А я ж думаю: «Сколько ж тебе дать?», да потом мудро спрашиваю: «А сколько ж тебе надо?» Вот и начинает сочинять небылицы разные, но вижу – врешь ты, окаянный. Что с тобой будем делать?Так что, в этом отношении, мудрости дай, Господи, вам. Не жадности, а мудрости дай, Господи. Чтобы именно увидеть, чтобы не разводить нам и тунеядство. И дай, Господи, чтобы и богаделенки были, и милосердие реальное было, чтобы мы действительно облегчали страдания людей.

Особенно много сейчас пожилых людей страждет, буквально истаивает от голода, умирает. Следите друг за другом. Болеет кто, скорбит кто-то – доброе слово скажи, милосердие самарянина прояви. Взирать особенно не надо, кто какой веры. Кривовером не будь, своей вере не изменяй, но и национализмом не страдай: этот наш, тот не наш. Все мы Божии. Так всегда нужно – не разделять людей на плохих и хороших. Дай, Господи, всем спастись и в разум истины прийти.

Все время, постоянно в моем сознании духовном благоразумный разбойник. Кто думал, что этот несчастный убийца покается? Пришло время, призвал Господь – покаялся и первым вошел в рай, нежели мнимые праведники – такие, как мы. Вот и подумай: можно ли вычеркивать человека из жизни, сказать «не- исправимый»? Нет! Только скорбеть надо. И вовремя, благоразумно руку помощи протягивать падшему человеку, во славу Божию. «Твой есмь аз, спаси мя!» и всех нас спаси, Господи! Аминь.

Сегодня праздник апостола Матфея, автора первого Евангелия. Перед нами апостол Матфей изображен с Ангелом, который благовествует ему слова Божии о рождении Спасителя мира, о Его чудесах повествует и о страшном Суде Божием. Апостол Матфей единственный из евангелистов описал нам во Святом Евангелии, как будет происходить второе славное пришествие, Суд Божий, как отделит Господь праведников от грешников и как праведники наследуют жизнь вечную, а грешники муку вечную. Описал он в Евангелии также, как бывший мытарь, презираемый всеми человек, Матфеем называемый, услышал Слово Божие о милосердии, о любви Божией, и это Слово коснулось его сердца. Все оставил, пошел за Господом и верен был ему даже до смерти. И мученически окончил жизнь свою, и вошел в Вечную Славу Господа во Царствии Небесном.

Вот так Господь призывает грешных людей, отверженных, презираемых всеми. Призывает Господь к милосердию, любви, к вере призывает и к наследию Царствия Небесного. Не унывал Матфей. И сегодня читали Евангелие – не унывал, что он такой нехороший, что люди его не любили. Ибо Христос о нем сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Вот нам образец милосердия Божия. А мы все рисуем Бога карающим, жестоким таким. «Боженька тебя накажет», – все время говорим. Господь милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, грешным. Вот такой образ Спасителя должен быть в нашем сознании – милостивый. К этому нас всех и зовет Господь в сегодняшнем житии великого грешника, а потом великого апостола – евангелиста Матфея, автора первого Евангелия. И всегда, читая Евангелие от Матфея, вспомните, вздохните: «И мы ж такие грешники, как и ты когда-то был, апостол. Помиловал тебя Господь, призвал. И нас, и наших чад, и наших родственников – всех, Господи, призови к Себе. Да все станут наследниками Царствия Небесного, чтоб ни едина душечка не погибла, но все чтоб спаслись!» И дай, Господи, и вам, возлюбленная паства моя, всем спастись. Не нужно никого списывать. Сегодня преступник – завтра кающийся праведник может быть у Бога. У Бога все возможно. Человекам невозможно –Богу все возможно.

Слава Богу, на этой недельке заговелись мы на святой Рождественский пост. Вчера я почитал молитву на начало поста, благословение преподал. Это что, половина вас не была вчера, да? Ну, сегодня батюш ки почитают вам молитовку и благословят, кто вчера не был, после молебна на святой пост во славу Божию. Только с радостью поститесь, не нойте: «Ой, пост! Морить себя голодом!» и прочее, как некоторые думают. А в пост же окаянный бесяка как смущает! Вчера вот первый день поста был – я ж конфету эту в жизни никогда не видел – на тебе, бес уже показывает: смотри, вон коробочка с конфетами стоит. Посмотрел – шоколадные конфетки. Взял, понюхал ее и положил на место. Вот так! Победителями греха надо быть. А бес будет всех вас искушать в пост. И мясо это так будет пахнуть, и молоко вкусное будет. Все будет. Но дай, Господи, победить искушение: «Что ж я буду осквернять этот пост святой, сколько ж этих шесть неделек? Пролетят как одно мгновение, а Рождества тогда уже не будет настоящего». Когда попостимся, победим дьявола – вот тогда-то уже Рождество. И настоящее разговение на всю катушку тогда будет для всех нас во славу Божию. И дай, Господи, со светлыми мыслями вступить и легко пройти пост святой. И обязательно всем нам достичь и святой Рождественской ночи и воспеть и в этом году милости Божией Рождество Христово.

Конечно, есть люди немощные, больные люди. Кто очень немощный, по благословению духовника можно будет нарушить, облегчить пост. Но я не знаю, «жижа белая» – молоко, поможет вам в этом посту или нет? Легче будет или нет? Некоторые, помню, когда пришел я на приход, не могли без этой «жижи» обойтись: «Ой, руки трясутся, ноги трясутся – молочка, молочка!» А сейчас предложи им – какое там молоко, еще чего не хватало! Обходятся и без молока. Так что дай, Господи, как кто может. Конечно, тяжелобольные, диабетики – им всегда послабление. Милосердие благоразумное тоже есть к больным людям. А в основном будем поститься? Будем! С радостью и во славу Божию, не воздыхая. Тем более пост Рождественский: в воскресенье рыбу можно лопать, в праздник полиелейный – тоже можно рыбу лопать. Так что будем подкреплять и немощные силы свои и покушаем селедочки хвостик, если Бог пошлет нам во славу Божию. Первые дни будем поститься без рыбы, на Введение будем кушать рыбу. Дай Бог, до Введения всем поисповедоваться, причаститься в первую недельку поста святого. А на Введение уже торжество. «Христос раждается, славите!» – запоем уже рождественские ирмосы. И уже Рождество Христово будет чувствоваться за каждой службой, приближаться будет святая Рождественская ночь.

Дай, Господи, духовных сил нам пройти поприще святого поста без нытья всякого, облегчение получить, радость, и почувствовать опытно, какая польза бывает от поста. Особенно духовно, братья, постимся. Язык свой укоротим и прочие все наши недостатки укоротим. Духовно постимся во славу Божию. Так что 38 дней уже осталось до Рождества Христова.

Сейчас будем оканчивать святую Божественную литургию. Почитают батюшки молитовку вам и благословение дадут – рождественскую молитовку, которую когда-то батюшка ходил по хатам и читал, благословение духовное преподавал на Рождественский пост святой. И тогда поедете домой отдыхать.

Холода наступили сейчас. Помогай, Господи, не простужаться, не болеть, и зимушку-зиму переносить спокойно. На этой неделе кушаем рыбу на Введение и пьем по сто граммов вина ради великого праздника святого. На этой неделе в воскресенье кушаем рыбу и на праздник Александра Невского. А кто до понедельника доживет – память святой великомученицы Екатерины премудрой. Именинниц будем исповедовать и причащать Святых Христовых Таин перед иконой со святой частичкой мощей, привезенной из далекого Синая-горы, из монастыря великомученицы Екатерины. Совершать будем службу Божию.

Все я вам рассказал, братья и сестры, все объя нил по долгу службы моей. На всю седмицу объяснил. Помогай, Господи, мирно поститься, мирно трудиться, в крайности никуда не заходить, всем во всем золотой серединочки держаться, мирно жизнь свою вести и обязательно всем спастись и наследовать Царствие Небесное.

Рассказал я вам и о милосердии, и о мудрости сказал. Сторонитесь тех «артистов» нищих, которые сбивают вас в переходах с ног. Они бродят, эти «инвалиды», между машин, чуть ли не под машину лезут… А вот немощным людям престарелым, старухам этим бедным, погибающим от голода и холода, подай всегда, доброе дело сделай. Вот и Господь тебе благо сотворит, и в жизнь вечную будет твоя милостыня и твой подвиг, во славу Божию.

Все объяснил – и по праздникам вам объяснил, разжевал, в рот положил. Осталось вам проглотить, принять к сведению и разумению своему, во славу Божию.

Дай, Господи, мирно праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Уже двенадцать лет я здесь в ссылке нахожусь. На Введение и голодно, и холодно было. Но, слава Богу, процвела пустыня – и жарко, и вкусно пахнет. Все хорошо. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем так же процветала эта пустыня, особенно подвигами добродетели и молитвы, во славу Божию.

В понедельник, завтра, соборуем, и в субботу соборуем народ во славу Божию. Какая благодатная помощь, когда соборуешься… Сам опытно ощущаю. Потому и самый первый иду скорее пособороваться – чтобы Господь дал силы переносить немощи все мирно, спокойно в жизни нашей. И вы стремитесь не ради того, чтоб перестало болеть что-то, а ради благодати Божией, ради Божьего благословения стремитесь. Вот какое стремление должно быть. А если мы будем прислушиваться: нога моя болитне болит, никогда мы благодати не ощутим. Люди приходят в храм Божий ради чего? «Полегчало, ой полегчало, помогло!» Не гонитесь за результатами. Это только спортсмены бестолковые все гонятся.

В духовной жизни результат будет – спасение и наследие Царствия Небесного. А это глубокая тайна Божия. Сами будете реально потом ощущать, когда церковными людьми станете, что такое причаститься, какая легкость и радость бывает – Пасха действительно! Не ради того, чтобы покушать, вина выпить или чего, а ради благодати Таинства Причащения. Вот к чему должны мы идти! Идти в храм свечку поставить ради того, чтоб полегчало, – это суеверные люди так ходят, далеки они от Бога. Сегодня им полегчало, завтра бес их закрутит так, что скажут: «О! В церкви там правды нет никакой. Церковь – это плохо». Это неверующие люди, это суеверные люди. А вы не будьте суеверными, никогда не стремитесь к результату: «Вот помолюсь, почитаю акафист, чтоб полегчало обязательно». Как Бог даст! А может, это «полегчало» нам не в помощь будет, будет не в пользу нам всем, а во вред. Бог Сам весть, кому что подавать на всякий день во славу Божию.

Митрополит Владимир был здесь, на Донбассе. В Святых Горах побывал, доволен остался. Четко сказал, чтоб не колотились в Святых Горах с этими пресловутыми номерами, кодами. Кто принимает их, сказал Блаженнейший Митрополит, Бога не предает. Кому не нужно – не принимай, никто никого не заставляет насильно. У кого безвыходное положение – не дадут пенсии или чего другого – ну что ж… Этим мы не можем предать Бога.

Молитесь! А молитва много может для спасения всех нас. Господь укрепил нас всех единой духовной семьей молиться и в сегодняшнее Воскресение Христово. За эту милость Божию сегодняшнего воскресного дня благодарим мы все Господа. Дай, Господи, нам умиротворение сердца, радость духовную, спокойствие на все благое и светлое в жизни нашей.

Что ни бывает в жизни нашей – без воли Божией и волос не упадет с головы человеческой – за все слава Богу! Сегодня сестры хорошо пели псальму «Слава Богу за все!» Эти слова да сопутствуют нам всем в дальнейшей христианской жизни.

Разговляться никто не надумал на молочко? Никого не благословлять на «белую жижу»? Нет желающих? Поднимите руки – кто хочет? Все молчат. Слава Богу! Значит, постимся постом приятным, постом угодным Богу во спасение душ наших. Ангела вам всем Хранителя!