«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь в день памяти собора Киево-Печерских святых

7 марта 1999 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным великопостным воскресным днем! Сколько поста уже прошло? Неделька? Две уже недели? А я думал, что еще только неделя. Значит, уже две недели поста прошло. Уморились? Будем поститься или разговляться? Поститься? А может, разговляться? «Белой жижи» покушать, молочка, сметанки? Не будем? Будем поститься! Дети говорят: «Будем поститься. Но от конфеты шоколадной не откажемся».

По милости Божией, две седмицы уже прошли святого Великого поста, незаметно пролетели. И за это великопостное благодатное время благодарим мы Господа за то, что Господь, невзирая на наши немощи, на искушения различные, помогает нам, укрепляет нас. Мы молимся, несем подвиг ежедневного служения, мы борем немощи свои, мы преодолеваем трудности, постимся, и надеемся, что Господь примет наш подвиг и в Царствии Небесном. С этой духовной благодатной надеждой проводим мы постное время. И дай, Господи, всем нам и в дальнейшем поститься.

В эту седмицу, третью уже, Церковь будет готовить нас к встрече с Крестом Господним. Следующее воскресенье – Крестопоклонное. Торжественно будем выносить святой Крест кипарисовый, поклоняться ему и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Поддержку духовную Церковь будет давать нам Крест святой, чтобы мы и средину – преполовение поста, под сенью Креста встретили, мирно окончили святой пост и дождались Пасхи, Светлого Христова Воскресения!

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, всегда празднуется особый праздник – престольный день святой великой Чудотворной Киево- Печерской Лавры. И пред вами образ святой угодничков Божиих, всех преподобных отцов, во святой Киево-Печерской Лавре подвизавшихся, – преподобные Антоний и Феодосий, и прочие великие чудотворцы и угодники Божии. Самая величайшая святыня земли нашей Русской – это святая Киево-Печерская Лавра. Это бриллиант величайший духовный чудной ризы Божией Матери, святой земли Русской. Сколько подвижников, сколько молитвенников! Ни один монастырь в мире, ни одна лавра не знает столько мощей святых угодников, подвижников, как святая Лавра Киево-Печерская, основанная с благословения Святой Горы Афонской преподобным Антонием. Она явилась продолжательницей того монашеского делания, которое было на Святой Горе. Лавра Киево-Печерская собирала всех: и заблудших, и юродивых – всех воспитывала, всех наставляла на путь правый. Сюда шли князья, сюда шли бояре, шли и простые крестьяне, и ученые люди шли, и историки. Все шли с единым желанием послужить Богу во спасение души своей и молитве за весь мир – то, для чего предназначен монашеский святой подвиг. Именно этот монашеский подвиг и несла святая Киево-Печерская Лавра всю свою тысячелетнюю историю. Проходя по святым пещерам, ближним и дальним, мы смотрим на гробницы в нишах, мы видим в них нетленные мощи, облаченные в святые ризы, мы поклоняемся им и ощущаем особую прелесть соприкосновения с историей. Около тысячи лет лежат эти мощи святые в пещерах. Это прадеды наши лежат, великие подвижники во святых лаврских пещерах, собранные со всех концов нашей Русской земли. Тогда же не было ни Украины, ни России, ни Белоруссии. Была единая наша святая земля Русская. В Лавру стремились и из Великого Новгорода, и из Мурома, и из других городов, и из Белоруссии. Из Лавры шли проповедники и епископы и в Новгород (святитель Ни- кита Новгородский), и в далекую Вятку (священномученик Кукша), в Белоруссию святители шли, а также в далекий град Ростов, во Владимир и другие города. Их призывала Церковь на епископское служение. И они, будучи епископами и священниками, просвещали землю Русскую прежде всего светом молитвы, светом подвижничества, светом благодати и светом проповеди Христовой. Вот чем была сильна Киево- Печерская Лавра.

Идешь по пещерам Лавры, где деды и прадеды лежат наши, и видишь: вот здесь лежит могучий богатырь земли нашей Русской, преподобный Илия Муромец. Чудное житие его знают все. До двадцати лет он парализованный был, без движения. Потом Господь его чудесно исцелил по молитвам лаврских угодников печерских. Илья встал, стал защитником Отечества. До сего дня о его силе, о его могучем духе легенды составляются. И потом, в конце жизни, в старости, когда уже не мог он нести воинский ратный подвиг в дружине князя, пришел в Лавру, пал к ногам преподобных отцов, принял великую схиму и умиротворенным старцем мирно окончил жизнь свою и почивает нетленными мощами во святых пещерах. И сейчас поражаешься, когда смотришь на его могучие усохшие руки. Представляешь, что когда-то это была рука живого человека, какая она была сильная, могучая.

Русский дух заключался в ней. Идем по пещерам дальше. Вот лежат нетленные мощи преподобного Нестора Летописца, первого историка земли нашей Русской, который начал летописание Киево-Печерской Лавры. И благодаря его труду – «Повести временных лет», мы знаем об истории нашего Русского государства. Начинает он труд свой словами: «Откуда есть пошла земля Русская…» Часто вам подчеркиваю – никогда слова Украина не суще- ствовало. Это в XX веке нас украинцами сделали искусственно, новую нацию нам создали коммунисты и все прочие националисты. А была земля Русская. И о земле Русской повествует нам преподобный Нестор: о князе Владимире, об истории Лавры Киево-Печерской повествует, о преподобном Феодосии, учителе своем, и о многих других дивных делах, происходивших в земле святой нашей Русской.

И другие угодники Божии лежат в Лавре святой: преподобный Варлаам, игумен Печерский, который свою боярскую славу оставил (он боярином богатым был), отверг все, постригся вопреки воле князя, за что заслужили гнев от князя монахи печерские – любимого боярина сманили монахи к себе, как думал князь. Монахи не манили – Бог манит. Бог призывает, Бог зовет, и к Богу идут юноши и девушки, мужи и жены. А монахи никогда никого не уговаривали, не сманивали. Божие призвание открывается в сердце. Так Бог чудесно призвал и иконописцев из далекой Греции, когда встал вопрос о построении Успенской Соборной церкви в Лавре. Чудесно прислала сама Матерь Божия двенадцать зодчих – строителей братьев-греков, которые воздвигли каменную чудную церковь Успения Божией Матери, простоявшую многие века и в наш двадцатый век разрушенную безбожниками коммунистами. А на немцев списали, что немцы разорили, взорвали Успенский собор Киево-Печерской Лавры. КГБ-эшники взорвали – вот кто истинный виновник взрыва Успенского собора. Но прежде всего не они виноваты – весь русский народ виноват. За отступление от Бога и святыни страждут.

И сейчас собор вновь созидать начинают, но того уже Успенского собора (лаврского, чудотворного, который строить сама Божия Матерь благословила и который строили двенадцать греческих великих зодчих архитекторов, мастеров), его уже никогда не будет – он взошел на небо.

Мне один очевидец рассказывал, как взрывали собор: в подвалы чекистами были заложены мины замедленного действия с часовым механизмом. Наши из Киева уже отступили, а немцы только вошли. И мины начали свой адский ход. Минеров как раз не было, мины были особо секретные, не могли их разминировать. Немцы видят, что не могут спасти собор, приказали всем жителям близлежащих домов отойти от собора, от Лавры. И потом пришло время – сработал адский часовой механизм, и произошел мощнейший взрыв. Весь собор (люди видели и плакали) как бы поднялся в небо, ввысь поднялся со всеми куполами, постоял одно мгновение, потом вниз стал опускаться и разрушился полностью. Вот так за наши грехи страждут святыни и до сего дня.

И много других подвижников в Лавре святой лежат. И благоверный князь Никола Святоша Черниговский. Оставил он княжескую корону свою, власть княжескую оставил, смиренным иноком пришел, привратником был, сторожем при святых монастырских вратах. И за блаженную жизнь его называли Никола Святоша – за святость жизни его.

И преподобного Агапита, чудотворца Печерского, чудные мощи нетленные лежат, любимые всеми. Сколько благодати от них идет, сколько утешений идет от этого безмездного врача. Смотришь на эти сухонькие ручки и думаешь: сколько благого, доброго они сделали! Молился за всех, травы собирал, мази тер, лекарем, целебником был для народа. И нам радостно, что у нас в городе Донецке при областной больнице с весны будет созидаться храм в честь преподобного Агапита, безмездного врача и чудотворца Печерского. Чтобы всем болящим, страждущим, скорбящим преподобный Агапит был утешением и у нас, во святом граде Донецке.

А преподобный Исаакий Затворник! Сколько бесы над ним насмеялись, как бесы его прельстили! Бес в образе Спасителя ему явился, а он от радости забыл перекреститься и, падши, ему поклонился. Бесы его жестоко избили, так что он без сознания долгое время был. Потом постепенно возвращался к нормальной, здоровой жизни. Вот как бесы могут прельстить. Так что всегда вам говорю: как только вас какие-то видения постигают – бегите от них, как от огня, какие-то сны начинают сниться – значит, ты душевно больной человек. Здоровый человек наработается, упадет на один бок и встанет с этого бока. А бездельники маются целый день дурью, а ночью не спят: видения им и все прочее. Ложь это все! Преподобные отцы нам повествуют, как через видения бесы овладевали даже подвижниками великими. А что мы значим? Так что никогда никаких значений своим видениям не придавайте! Если что привиделось или голос какой услышал – перекрестись скорей и беги от этого искушения, вот и победишь диавола.

А преподобный Никита Новгородский! По молодости своей захотелось ему подвигов великих: «Я ж подвижник! Что там заставляют кушать меня! Заставляют спать! Я не буду спать! Я в затвор пойду! Я буду день и ночь молиться Богу! Буду есть только просфорный хлеб!» Старцы говорят: «Нет, ты впадешь в прелесть. Поступай так, как вся братия в монастыре». – «Нет! Что вы! Я пришел подвизаться». Самовольно закрылся в затвор, молиться начал. И через неделю уже бес его прельстил. Вдруг слышит Никита благоухание: «О! Это ж я уже достойный такой подвижник! Уже благоухание в затворе моем!» Тут бес в образе ангела явился ему. Никита думает: «Боже, уже и ангелы мне являются!» Бес говорит: «Ты давай, наставляй людей всех, а я буду за тебя молиться. Ты не молись, Библию только читай, да и все». Никита посмотрит, бес стоит на молитве в образе ангела. И пошло-поехало: Библию наизусть знает уже, люди идут, он предсказывает им все, рассказывает. Бес ему подсказывает: «Смотри, придет к тебе баба такая-то, ты ей скажи то-то и то-то». Он так говорит, а баба: «Боже мой! Затворничек прозорливый у нас». Она же не зна- ет, что бес ему предсказал все. И сколько вреда он претерпел от этой лжи бесовской! Всю знал Библию наизусть, предсказывал. Перестал причащаться, исповедоваться. «Тебе не нужно это! – бес учит. – Зачем это тебе? Не молись, только Библию читай». Как современные сектанты все: «Библия, Библия – вот наше спасение! Веруй – и спасешься. Мы уже люди спасенные!» Да нет, без подвижнической жизни ты не спасешься. Точно такой бесовский баптистский путь предлагал бес Никите. Он и пошел им. Старцы видят: погибает монах! Молились крепко, пост наложили на себя, чтоб Господь вразумил. И вразумил Господь – одумался Никита, понял: «Боже мой! На каком пути, в какой прелести я!»

Много он претерпел от беса, победил его и еще стал епископом древнего Великого Новограда. И там лежит нетленными мощами своими.

Говорят: «В пещерах лаврских какой-то особый климат, что не гниют тела, нетленными лежат». А Никита Чудотворец где? В Великом Новгороде, на севере, был епископом, скончался там и нетленным совершенно телом лежит до сего дня. Так что не пещеры «виноваты», а благочестивая жизнь «виновата», что телеса их нетленными лежат даже до сего дня.

Сколько этих чудных подвижников! А XIX век?! Феофил блаженный, Христа ради юродивый! С какой любовью мы читали его житие, как он юродствовал, предсказывал всем! И многие предсказания его сбывались (дар прозорливости Господь даровал блаженному Феофилу). Нетленными мощами почивает он в своей знаменитой пустыни, где подвизался. В наше время причислен он Церковью к лику святых угодников Божиих, подвижников Киево-Печерской Лавры.

А великий угодник земли нашей Русской, священномученик Владимир, Митрополит Киевский! В восемнадцатом году националисты и коммунисты лишили его митрополичьего престола, казнили его жестоко, расстреляли его. И он, умирая, под пулями падая, благословлял своих палачей; не проклинал, а молился за них: «Боже! Прости им! Они не ведают, что творят». Так и запечатлелось навеки это благословение: нетленная рука, и нас всех, живущих на земле, из гроба благословляющая.

Вот такова Лавра Киево-Печерская. И в наше смутное время оплотом веры Православной является она.

Сколько на нее уже было поползновений! В XX веке закрыли ее коммунисты, в музей превратили. Пещеры закрыли, мощи святые осквернили. Раздели наголо всех угодничков Божиих. Все ходили и смеялись над голыми телесами умерших людей. Какие дикари! Над покойником, лежащим во гробе тысячу лет, смеяться, пальцем показывать на тело умершего человека! До какой дикости мы дожили! И не молились, а смеялись, смотрели с улыбкой: «Попы лежат высохшие, мумии лежат». Не мумии, а мощи святые! Кто туда ходил как экскурсант, должен плакать, каяться за осквернение святых мощей угодничков Божиих. На исповеди этот грех исповедовать, что вы не молиться Богу пошли, поклониться поруганной святыне, а смотреть и смеяться. Над покойниками смеяться – это самый гнуснейший грех, который можно придумать. И самое мракобесие гнуснейшее – над останками человека насмехаться. Вот до какого безумия наш ХХ век, так называемый «просвещенный», дошел. И сколько этих целебников лежит, подвижников, молчальников! Преподобный Федор Молчаливый взял на себя подвиг молчания, все время повторяя слова Псалтыри: «Положи, Господи, хранение устом моим…» Когда язык мой особенно болтает, я потом опомнюсь: «Преподобный Федор Молчальник! Закрой мой окаянный рот». И вы всегда, как только у вас язык вот так будет до пупа доставать, говорите: «Преподобный Федор Молчальник, закрой мой окаянный рот, чтобы язык мой укоротился, чтобы поменьше мне искушений было и людям от моего языка».

Невзирая на трудные времена, Лавра молится. В Лавре Митрополит наш Владимир живет, служит в Лавре, смиряется, как его предшественник, священномученик Владимир смирялся. Чтобы послужить в Трапезном храме, оккупантам нужно заплатить за это деньги – там музей. Захотят – пустят литургию послужить, не захотят – не пустят. Только отслужили – давайте выручку вашу, нам денежки нужны «для роз- будовы украйинськойи нашойи экономыки». Вот так. Мракобесие полное творится. Смиряется Владыка, молится, терпит, скорбит о нынешних временах печальных наших. Что ж, и мы молимся, скорбим, терпим. И радуемся, что Лавра – с нами, угоднички Божии – с нами!

Еще одна особенность Лавры – это мироточивые главы – необъяснимое никакой наукой чудо. Брали на анализ святое миро, истекающее от черепов человеческих, мироточивых глав. И ничего не могла наука объяснить: откуда берется, как из мертвых костей человеческих истекает миро. И что еще интересно: когда Лавра находилась в безбожных руках, прекратилось истечение мира совершенно – сухие черепа стояли в сосудах. Как только открыли Лавру – сразу началось истечение мира, как бы ожили человеческие кости. Меня Господь вразумил, маловерного. Я думал, может, монахи подливают маслица туда да и помазывают (дурной же – ума нема). А когда сам был в Лавре, да как посмотрел – при мне начала оживать глава одна! Кость как живая становится, влажная, мягкая такая, и из нее как бы капельки росы выходят. Эти капельки текут по косточкам, по черепу вниз, в сосуд. Собирается эта жидкость, и помазывают потом этим святым миром, от мироточивых глав истекающим, всех верующих, приходящих во святые пещеры. И сейчас, хоть мироисточение и уменьшилось, но понемножечку миро все равно истекает. И нам большое утешение сегодня: в нашем храме батюшки всех молящихся помазали святым миром от мироточивых глав Киево-Печерской Лавры.

Как-то я рассказывал вам, что один монах усомнился. Людей очень много пришло в пещеры. Он посмотрел, а в сосуд-то мира мало-мало натекло, всего несколько капелек: «Ой! Не хватит же». Масло из лампадки скорее плеснул туда, чтоб больше было. Как глянул, а там череп весь сразу зеленым стал. Он перепугался, к наместнику побежал. Еле отмыли от этого масла химического главу святую! И хватает, сколько б ни помазывали, нескольких капелек этих: они увеличиваются, увеличиваются – и всем достается, всех помазывают. И раздают еще и богомольцам во славу Божию святое миро от мироточивых глав. Так же и мощи святителя Николая мироточат. Здесь уже никакая наука не сможет это чудо объяснить, здесь только глубокая вера в чудо Божие. Повидай, познай, уверуй и не сомневайся никогда в благодати мироточивых глав. Вот все, что немножечко хотел сказать вам от своего убожества в сегодняшний святой великопостный день в нашем святом храме Божием. Пока Лавра еще принадлежит Русской Православной Церкви (на нее очень большие рты раскрывают эти все раскольники – Бог весть, как будет в дальнейшем) – надо молиться в Лавре. Кто бывает в Киеве, никогда не минуй Лавру, зайди, пройди по пещерочкам со свечой, помолись, вздохни к угодничкам Божиим – получишь и помощь, и утешение, и очищение, и поддержку. И духовные силы для дальнейшего жизненного крестоношения да даруют нам своими молитвами святые угоднички Киево-Печерской Лавры, их же память мы днесь совершаем.

Исполнилось время тысячелетия Крещения Руси. Коммунисты не думали отдавать Лавру. Но поворот исторических событий был таков, что не могли они удержать эту святыню в своих руках. И в год тысячелетия Крещения Руси совершилась первая литургия на Дальних пещерах под открытым небом. Все еще было занято музейщиками-безбожниками, оккупантами этими. Совершилась первая литургия. Постепенно отдали Дальние пещеры, Ближние еще в плену были, в музее. Монахи тайно ходили в Ближние пещеры, молились, скорбели. И пришло время – Ближние отдали, и затеплилась жизнь духовная в пещерах. Верхняя Лавра пока в руках оккупантов находится, там музей, мерзость запустения. Хоть они и строят собор – он уже не угоден Богу. Это мираж, призрак только будет собора того величественного, который построила Сама Пресвятая Дева Мария и двенадцать греков, братьев-строителей.

Великие церкви Печерские! Сколько было нападений от раскольника Филарета! Как он хотел захватить Лавру! Ибо знал прекрасно предание киевское: в чьих руках Лавра – там и правда. Лавра находится в руках Церкви Русской – значит, правда в Русской Православной Церкви. Организовывали погромы, организовывали УНА-УНСО – это сатанинское, хамское отродье, этих волков страшных нынешних. Организовывали уничтожение Лавры, вся сила на их стороне была. Горсточка монахов беззащитных только молилась, с иконой шли, просили, и горсточка людей верующих шла. И Матерь Божия спасла! Как безумцы стали они, не понимая, что делать. В милицию начали звонить, «сдавать» друг друга. И отступили от Лавры. В наше время Господь являет милость. Если бы, конечно, было попущение Божие – давно бы захватили Лавру, растоптали бы уже все эти филаретовцы, вся эта нечисть автокефальная. А Господь хранит для нас всех это великое утешение – святую Лавру Киево-Печерскую. И Господь сподобляет многих бывать там. Хоть и в трудные времена Лавра живет, и духовно очень трудно бывает, но братия молится, службы совершаются. Мощи святые все облаченные, лампадочки неугасаемые горят над ними. И люди не в музей идут, а идут помолиться дедам-прадедам нашим, поклониться нашим покойничкам великим, святым мощам угодников Божиих, попросить их благодатной помощи и поддержки. И сколько людей получают эту благодатную поддержку во святой Киево-Печерской Лавре! Очищение, прощение, просветление, утешение благодатное получают. Юноши обучаются духовной мудрости в семинарии, в академии, готовятся стать пастырями нашей Русской Православной Церкви. Имя Святейшего Патриарха Алексия твердо поминается за всеми службами. Жизнь жительствует! Не может тьма победить свет. Свет Лавры сияет. И дай, Госпо- ди, чтоб Лавра сияла, чтоб не попустил ей Господь за наши нераскаянные грехи оказаться в руках оккупантов каких-нибудь, филаретовцев и прочей нечисти. Но чтобы Лавра была русской, святой, православной и чтобы сияла, освещая, спасая и руководствуя всех ко спасению и наследию жизни вечной. Аминь.

С праздником лаврским всех вас приветствую в нашем святом храме Божием! Всех помазали батюшки святым миром? Нет? А где ж вы, лежебоки мои, были? Ой, лежебоки вы мои! Ну что ж, помажут после службы всех, кто не помазывался утром сегодня святым миром от мироточивых глав. Дай, Господи, дабы послужило это помазывание во исцеление души и тела.

Сейчас, кто был у исповеди, причащаем Святых Христовых Таин, затем служим молебен всем Киево-Печерским святым угодничкам. И поедете домой отдыхать восвояси, благодаря Бога, что сподобил вас и в сегодняшний святой воскресный день молиться в нашей деревеньке. У нас в алтаре хранятся мощи святых угодничков Киево-Печерской Лавры, в Ближних и Дальних пещерах почивающих. Частички святых мощей их хранятся как особое великое утешение для всех нас, молящихся в святом храме сем. Эту неделю служим, готовимся к Крестопоклонному воскресенью. Все службы будут готовить нас к этому святому событию – выносу и поклонению Кресту Господню.

Завтра этот сатанинский день – восьмое марта. Те, кто праздновал масонский этот праздник – каяться должны на исповеди. Нарушали пост, бесновались, цветочки принимали, мужиков тех сопливых целовали, блуд творили, пили – оскверняли Великий пост святой. Цеткин Клара – эта сатанистка, установила этот день бесовский, насмешку над женским образом христианским. Печальный, скорбный день беснования жуткого, осквернения поста святого. За это каяться крепко нужно, чтобы Господь не осудил, а простил нас, грешных. И чтоб никто не вспомнил из вас завтра, никаких поздравлений, ничего абсолютно.

Для меня не существует этот день. Кончились коммунистические, сатанинские времена эти, цеткины клары кончились уже. У нас какой есть день женский? Жен Мироносиц! Пасха Христова! Вот тогда-то мужики и должны дарить женщинам цветы и подарочки – матерям своим, женам, дочерям. Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение – вот когда светлый праздник, а не этот мрак сатанинский страшный. Так что призываю к покаянию. И боритесь с бесом, уходите от него, уходите от этих мужиков, которые лезут. Вчера проезжал, смотрю – пьяный лазит с цветочками, полуголые девицы ходят. Господи, помилуй! В каком аду вы живете там все! Как хорошо здесь сидеть в скиту, в затворе. Этой нечистоты не видеть никакой и не знать. И как вы, бедненькие, убогие, несчастные в этом аду находитесь?! Как вы там смотрите на всю эту мерзость зловонную мира сего?! Ну что ж! Дай, Боже, терпения! И в миру живущим надо спасаться во славу Божию.

Нам на этой неделе Господь чудо дал. Особое благодатное утешение всему Донбассу – со Святой Афонской Горы к нам пришла «Иверская» икона Божией Матери. Огромная, тяжеленная, на кипарисовой доске, в нашем русском монастыре иноками-святогорцами писанная, на мощах святых освященная у подножия самой «Благой Вратарницы». Чудная икона, по золоту писанная, сияет вся. Вот великое утешение для всей земли Донецкой – пришла икона Божией Матери…

Вчера Господь сподобил побыть в Козельщанском монастыре в Полтавской губернии. Сидел, думал: «Поехать – не поехать? Это ж год, как Божия Матерь „Козельщанская“ меня исцелила». Решил поехать. Так легко было молиться, без палки простоял всю службу Божию как свечка. Вот как Матерь Божия помогает. Особенно ноги укрепляет. Так что, у кого ноги болят, «Козельщанской» иконе Божией Матери крепко молитесь – чудотворная икона, очень благодатная.

Но кругом хорошо, а дома лучше всего. Ежедневно с Божьей помощью утром и вечером молимся. Каждый день читаем ваши записочки постовые, всех поминаем, все сорокоусты прочитываем ежедневно. И по молитвам братии да дарует Господь вся благая и полезная в дальнейшей жизни вашей земной. Аминь.