«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь схиархимандрита Зосимы в неделю 5-ю Великого Поста, память преподобной Марии Египетской

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым воскресным великопостным праздничным днем!

По милости Божией и в сегодняшний святой воскресный день Господь собрал нас отовсюду в храм сей для общей нашей молитвы за Божественной Литургией святителя Василия Великого! Глубочайшие молитвы слышались у престола Божия за весь мир, за всех нас, за наших родственников, за всех заблудших, за всех несчастных, за всех болящих и за всех, которых мы позабывали уже, не можем помянуть за множеством имен – всех помяни, Господи! Чудные молитвы слышали сегодня за Божественной Литургией святителя Василия Великого во Святом алтаре. И дай, Господи, чтобы эта всемирная молитва сегодняшнего дня услышана была Господом! Чтобы Господь всех помиловал, чтобы Господь всем даровал вся благая по потребности и прошению их.

Последнее воскресение Великого поста в сегодняшний день. И мы в последний раз слышали Священное песнопение: «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче». Последний раз чудное песнопение «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» слышали. Пост подходит к концу. Еще казалось бы недавно только вступали мы в Пост святой. Прощеное воскресение было, испрашивали прощение друг у друга и думали: «А доживем ли мы до страстной седмицы?» Время летит незаметно, ибо время сокращается и будет еще сокращаться. Помню, в детстве мне говорила мать: «Сокращаться время будет». А я думал: «Господи! Двадцать часов будет в сутки вместо двадцати четырех? Или как?» Время люди не будут замечать. И мы не замечаем: только начинали Пост, уже Пасха. Пасху встретим – уже Вознесение будем праздновать, а там Троица, Успение – и опять зима начинается. Вот так время ускоряется, ускоряется колесо Вечности – и мы все замечаем. Действительно, мы сами ощущаем все, и верующие, и неверующие, как сокращается время сейчас в наши дни. Так мы и не заметили этого поста. Кто постился, молился – для тех легко и радостно прошли эти пять недель Святого поста. Благодарим Господа за это постное время. Да примет Господь труды наши, подвиги поста, воздержание в пище, молитвы, службы долгие, чтение и пение. Да примет Господь наш труд духовный и телесный, и да воздаст нам Господь за подвиги поста Великого и в будущей жизни, и на суде Божием да простит Господь Судия наши грехи, и помилует нас.

На прошедшей неделе этой особая служба была – стояние Мариино. Вспоминали преподобную матерь Марию Египетскую. Читали ее житие чудное. И в сегодняшний день чтим ее святую память. И завтра будет (по числу первое апреля) день кончины святой преподобной матери нашей Марии Египетской Церковь будет чтить.

Великая грешница (все мы знаем), блудница тяжкая была Мария Египетская. Но чудно призвал Господь ее к вере, чудно пришла она к Богу, почувствовала благодать Божию, почувствовала силу предстательства Матери Божией. Поклонилась Господу, дала обет бросить прежнюю блудную жизнь, порвать с ней, как бы ни было тяжело. И Матерь Божия указала: «Уходи из мира. В миру ты никогда не порвешь с прежним блудным грехом. Иди в пустыню – там спасешься!» Прежде причастилась Мария на берегу Иордана в церкви Иоанна Крестителя, которая до сего дня сохранилась. Переплыла она реку Иордан. Сорок семь лет подвига в пустыне! Ни одного человека не видела, и зверя даже, как она сама говорила, не видела. Наедине с Богом, наедине с помыслами. Оставила мир, но помыслы ее не оставили. И семнадцать лет тяжелейших подвигов борьбы с помыслами блудными. Телом не грешим, все знают, а мысли какие гадкие у каждого в голове! Сколько мерзости! Стыдно даже! И воздух даже мы оскверняем! В храме Божием – и то какие помыслы нехорошие в голове! Точно так и Марию Египетскую в пустыне мучили эти страсти. И мужчины ей снились, и сладострастие блуда снилось, и вино, и пьянство и прочие пиршества ей снились. Она изнемогала, она падала на землю чуть живая, боримая помыслами этими и лежала до тех пор на земле (даже по три дня лежала, не поднимаясь), пока не отходили от нее эти помыслы. Пища ее была: три хлебушка, которые она взяла по пути. Они кончились, и преподобная питалась кореньями, травами, которые произрастали в пустыне. Вот такова была пища ея. И после семнадцати лет борьбы оставил ее диавол, побежден ею был. Помыслы отошли и она тогда тридцать лет подвизалась в пустыне, как ангел во плоти. Для нее не существовало ни дня, ни ночи, ни зимы, ни лета – все было радостно и благостно. Для нее не существовало ни времени, ничего уже. Она по воздуху ходила, знала все Священное Писание – Господь ей открыл. Ангелы ей открыли всю Псалтирь. Знала все события в мире, которые происходят. На молитву когда становилась – она на воздухе была. Не существовало уже для нее никаких преград в жизни. Действительно ангельская жизнь началась. И такая ангельская жизнь тридцать лет продолжалась в пустыне. До того момента, когда перед кончиной Господь благоволил волей Своей явить ее всему миру.

Какие подвижники, неведомые для мира, и как они подвизаются! И побороли диавола и плоть, восстающую на нас. И преподобный старец Зосима был послан чудесно в пустыню, чтобы он увидел эту великую подвижницу – ангела во плоти. Чтобы он, старец Зосима, поведал всему миру, как люди спасаются. Ибо он возомнил: «Достиг я всего, предела достиг того, что который человеку возможен». А ему Бог указал: «Нет, ты еще ничего не достиг. Есть еще великие подвижники, неведомые миру». И вот через старца Зосиму именно и явил Господь эту подвижницу. Как он чудесно в пустыне обрел преподобную Марию Египетскую! Как просил ее благословения, видя, что она великая подвижница! И как чудесно Господь открыл путь жизни ее! Как она рассказала всю свою жизнь без утаек, какая она была и как Господь ее чудно спасает и ведет к жизни вечной. Еще раз старец Зосима навестил ее, причастил перед ее кончиной и она мирно отошла ко Господу первого апреля. И когда на следующий год пришел старец Зосима, он нашел святую уже мертвой, лежащей в пустыне. Целый год она пролежала в пустыне, нетленная совершенно.

Ни один зверь, никто не прикоснулся к ней. Старец Зосима похоронил ее. Чудесно лев явился и чудесно выкопал он могучими лапами своими могилу для погребения. Мирно, спокойно старец, орошая ноги преподобной слезами, положил ее в могилу, прикрыл, чем было, тело ее и совершил погребение. Первого апреля скончалась преподобная Мария Египетская. Во дни Великого поста всегда Церковь нам предлагает для назидания житие преподобной Марии, чтобы мы слышали чудную повесть ее жизни, чтобы мы разумели, что мы еще ничего не достигли в жизни. Борьба продолжается. Мы телом даем обет Богу, телом не грешим. А помыслы, тяжкие помыслы греховные, блуд и прочая мерзость, подозрительность на людей – все это тяжко мучит нас в жизни нашей земной. Мы безумствуем от помыслов этих. Бес какими только помыслами не борет нас! Страшно даже и мыслить, и думать об этих помыслах! И если мы не будем бороться – мы погибнем от этих помыслов. Преподобная Мария Египетская крепко боролась. Семнадцать лет борьбы ее было с помыслами, пока она не обрела уже победу и покой духовный, победу полностью над диаволом. И нам нечего успокаиваться, что мы чего-то достигли в жизни духовной. Абсолютно мы не достигли ничего! Бесы окружают нас вокруг. Помыслы грязные, мерзкие, гадкие. Мы оскверняем храм Божий этими помыслами, мы оскверняем друг друга этими помыслами. Это очень тяжкий грех. Жизнь преподобной Марии Египетской говорит нам, как нам нужно следить за помыслами, бороться с ними, отгонять от себя всю эту нечистоту. Мыслить светло, ясно, радостно о спасении не только самих себя, но и о ближних, и о всем мире.

Вот каково житие преподобной Марии Египетской, память которой Церковь мирно совершает в сегодняшний день. Во святом граде Иерусалиме до сего дня хранится придел в притворе Воскресенского собора, храма Воскресения на Голгофе, где Мария Египетская получила указание уйти в пустыню. Вот также сохраняется и церковь Иоанна Крестителя на берегу реки Иордан, где она причастилась и ушла уже в пустыню для подвигов. И мы свято чтим память святой преподобной Марии Египетской, молимся ей. Мы грешники, как и она. Только, Господи! Ея молитвами помоги нам побороть грехи наши, немощи помоги нам побороть и стать победителями диавола и наследниками Царствия Небесного!

Еще условие такое победы над бесами, над своими пороками: возненавидеть грех нужно. Если мы не возненавидим грех – мы никогда его не победим. Если пьяница не возненавидит водку и всю нечисть, которая с ней связана, – никогда не победит этого греха. Если курильщик не возненавидит табачный дым лютой ненавистью – он никогда не победит этот грех. Если блудник не возненавидит прежний путь гадкой блудной своей жизни, или блудница, – они никогда не победят этот грех. Без конца будет диавол тянуть их к этому греху. Так и прочие грехи. Если злобу мы не победим в сердце своем, не возненавидим эту злобу – мы не победим ее. Так со злобой мы и будем жить, и умрем, и в ад пойдем со своей злобой.

Возненавидеть грех нужно! Вот тогда Господь нам даст силы и победителями греха быть. Каждый в жизни своей знает свой недостаток. Возненавидь этот недостаток, презирай его, отгоняй от себя этот недостаток! Вот тогда ты будешь воином духовным, вот тогда ты победишь диавола. Особенно боритесь с этой подозрительностью друг на друга. Это очень тяжкий грех нашего времени. Без конца сатана вселяет нам мысли: «Тебе поробили! Какая-то там карма у тебя! Или что там еще? – нечисть какая-то у тебя». Как это сейчас модно говорить? – А, порчу навели! «Порчу навели» называется. Это все бесовское наваждение, прелесть нашего века. Никто на вас ничего не наводил. Вашими грехами вы сами понаводили на себя гнев Божий: болезни, скорби. А диавол тут как тут: не дает нам осознать свой грех, что мы страдаем за свои грехи. «Тебе порчу поробили! Тебе соседка, тебе мать, тебе свекруха, тебе сын». Кто еще поробил? Ложь все это нашего века! Не веруйте этим басням – отгоняйте! Ибо 90% вас болеют этим грехом – мыслями подозрительными друг на друга. Наши грехи, наш блуд, наши аборты, наша нечисть, убийства и все прочее: зависть, ненависть, подозрительность, гордость наша – мы сами себе врагами являемся. И за наши грехи дети наши страждут несчастные, и внуки наши страждут. Вот о чем нужно думать: корень зол – в себе, а не в других. Как это у Крылова прекрасно сказано? «Лучше кума на себя…» А ну, кто тут у меня грамотей? Уже забыл Крылова басню. На себя как-то посмотреть, оборотясь. Вспомните эти слова красивые у Крылова в басне! А то мы все на других только валим, все кругом нам виноваты! А ты оборотись, кума, да на себя-то посмотри сперва, какова ты есть, как ты сама виновата во всех грехах своих! Страдаешь за грехи, из-за тебя еще и люди страдают. А ты еще и обвиняешь других людей и зло на них имеешь и подозрительность. Это прóклятый грех. Помните! Как мы будем отвечать перед Богом за этот грех! Подумайте! Избавляйтесь от этого греха! Возненавидьте этот грех – своей подозрительности. Долой! Что Бог ни делает в жизни нашей – все к лучшему, за все слава Богу!

Как-то я вам говорил, и меня временами бес искушает. Болят ноги. И временами думаю: «Ой! Может, кто и поробил мне?» Ах ты, бесяра такой лукавый! От моего креста меня хочешь отторгнуть! Да мне ж Господь дал крест, чтоб болеть, страдать, мучиться! Чтоб я вас чувствовал тогда всей душой, как вы все страдаете, как вы все болеете. Я ж должен сам переболеть, сам должен испытать. Вот! А бесяра ж тут как тут мне лопоухий крутит своим хвостом.

Так и вы всегда. Чувствуйте, как бес крутит хвостом, как помыслы какие-то грязные возникают у вас – долой, сатана, отойди! Такова воля Божия! И за все слава Богу! Вот такая всегда светлая победа над диаволом в самом начале этих помыслов должна быть. Вот тогда легко вам будет в жизни. Вам самим будет легко в жизни, и окружающим вас людям будет легко: от вас чернота не будет исходить помыслов. Дай, Господи, чтоб только свет, радость, мир и утешение исходили от вас.

Вот путь христианской жизни, который прошли великие все наши подвижники, прошла и преподобная матерь наша Мария Египетская. Она в житии, читал я, никого не обвинила, что кто-то там виноват в чем-то, что она так грешила, что соблазняли ее и прочее. Сама во всем повинилась, сама знала, что она великая преступница перед Богом, сама пришла к покаянию и сама стала через подвиги подобно ангелу, во плоти живущему. Вот этот светлый и радостный путь нам указует Святая Церковь повседневно. И дай, Господи, чтобы светлыми очами смотрели мы на этот путь жизни, путь жизни во Христе, путь жизни с Богом. И с радостью все победили бы грех, с радостью с помыслами боролись бы со своими нечистыми, возненавидели бы свои прежние прегрешения и глупые привычки свои. И, возненавидевши свой грех, победили бы его и стали бы наследниками Царствия Небесного. Аминь!