«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в Воскресный день 16 августа 1998 года.

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным сегодняшним Воскресным днем! Молились хорошо? (голоса в храме — Да!) О чем Евангелие сегодня читали? А ну-ка рассказывайте мне. (голоса неразборчиво) Подождите бабы. Сперва мужики-праведники. Попы все замолчали в алтаре, спали, позабывали. Так о чем Евангелие читалось сегодня? Вот это так мы слушаем. Так о чем же Евангелие сегодня читали? (- о бесноватом… исцелении) Да, да, да, да, об исцелении кого? Бес-но-ва-то-го. Это выяснили мы. Вот так мы молимся, в церкви стоим — на базаре побывали, пирожки попекли и борщ наварили, и называется, в церкви Богу молились. Да?! Вот это наша такая молитва, что читали, кто его знает, и не слышали и не понимаем. Так о ком, доктор, сегодня читали Евангелие? (доктор – Об исцелении бесноватого). Пра-а-авильно! Что там было, расскажи, а то Серега-кузнец забыл. (доктор – Он был бесноватым). Ну! А что ж он делал там? (доктор – Господь его исцелил, батюшка).

По милости Божией и в сегодняшний святой Воскресный день Господь сподобил нас молиться вместе, единой духовной семьей! Нас, священников, Господь укрепил соборно, единой семьей, стоять у престола Божия и молиться обо всех вас. И вас Господь укрепил отложить всякое житейское попечение (как мы поем в Херувимской песни), и сподобил также молиться в сегодняшнее воскресение в нашем сельском храме Божием. За эту милость Божию, общей нашей молитвы в храме нашем святом, благодарим Господа. И даруй, Господи, чтобы мы, приходящие в храм, чувствовали себя здесь ни гостями, ни пришельцами, а единой духовной семьей, стремящейся к Богу, стремящейся ко спасению, стремящейся к наследию жизни вечной. Вот именно чего нам не хватает сейчас – единства. Мы все разобщенные и в жизни, и в храме, чужие какие-то, непонятные друг для друга. И нам очень тяжело бывает в жизни. И дома разобщенные, даже соседи, и те друг о друге не знают, кто как, что как. Заболеет человек, мы даже понятия не имеем, что с человеком происходит. Неделю уже покойный лежит, разложился, и никто соседей даже не знает о человеке. Вот это жуткая страшная отчужденность, разобщенность нас очень угнетает всех последнее время. Почему и стремимся мы к общему, к Храму Божьему, монастырям, обителям, чтобы вместе единой семьей себя чувствовать. Ни это жуткое одиночество, самость никому ненужная, а именно духовное единство, чтобы союзом любви, как мы поем в Великую Среду на Страстной, были связуемы мы, как некогда были связуемы Апостолы Святые. И дай, Господи, чтобы мы все чувствовали себя единой духовной семьей, монолитом, поддержкой друг другу! Как это нам необходимо, особенно в наше это время, во время нашего одиночества, уныния такого, угнетения нашего. Вразуми нас, Господи, быть единым стадом, чтобы Господь был для нас всех Единым Пастырем, во Славу Божью!

И в сегодняшнее воскресение Христово Господь сподобил молиться за Святой Божественной Литургией, чувствовать, сопереживать этому святому моменту, когда священники стоят и молятся о ниспослании Духа Святого. И глубоко веруем в сердце своем, что Господь ниспосылает Духа Святого. И чувствуешь, когда осеняешь Святой Хлеб, что Духом Святым пресуществляется он в Тело Христово, и Духом Святым вино в Чаше Святой пресуществляется в Кровь Святую. Это глубокая Тайна нисшествия Божия невидимым образом, особая Тайна Божия вдохновляет нас. Бог не оставляет нас, Церковь нашу, благодать Святого Духа не отступает от нас, даже не взирая на недостоинство священников (кроме еретиков и раскольников), на грехи, немощи личные, благодать Божия не отступает от нас. Во времена святителя Филарета, митрополита московского, был один священник, матушка его умерла, с горя запил он. Люди терпели-терпели, терпели-терпели, поехали к митрополиту. Раз митрополит не принял их, второй раз, на третий раз принял их Владыка. Выслушал, расспросил все, узнал и как священник со слезами кается и молится, и, вместе с тем, запивает бывает. Говорит святитель – запрягите мне карету, я поеду. Люди думают, ну это уж точно, накажет нашего попа, уберет, даст нам молодого, резвого, красивого, постника кучерявого. Владыка говорит: поеду я, сейчас читайте мне правило, буду исповедоваться и причащаться у этого священника. Как?! У пьяницы горького Ивана нашего? Владыко, что вы! А вы знаете, что за недостойного священника ангелы служат всегда, совершая службу Божию? А кто из вас откажется у ангела причастится? Сразу: да все ж пойдем исповедоваться, причащаться. Приехал Владыка, исповедовался у этого священника, и так поразил этого священника, что он перестал пить. Сделался благоговейнейшим монахом и ушел в монастырь, чтобы мир его больше не искушал.

Вот как мы часто разбираемся, к тому пойду, к тому не пойду, тот какой-то код принял, тот не принял, в общем, фарисействуем мы. А забываем, что за нас грешных, недостойных священников, ангелы могут предстоять у престола и совершать Божественную литургию. Из вас кто откажется к ангелу пойти? Вот так-то вразумимся, и никогда не будем говорить к тому пойду, к тому не пойду. Мы идем ни к Ивану ни к Степану, ни к Зосиме, ни к Арсению, ни к кому другому. Идем к кому? К Господу! Идем к Богу молиться. «Дом мой домом молитвы наречется». Идем мы молиться Господу, перед нами Христос, перед нами Пресвятая Дева Мария, перед нами святой алтарь, святой престол, дары святые, крест святой – вот что перед нами в храме Божием. И вразуми нас, Господи, правильно все понимать, и идти всегда к Богу, в храм Божий. И Господь это шествие ваше примет, и благодать в молитве, и благодать в таинствах обязательно будет сопутствовать вам в жизни вашей земной.

Сегодня о Евангелии спросил я вас, вы такие знатоки великие, так внимательно молитесь, что все порастерялись, какое ж Евангелие? Наконец-то доктор объяснил, что был больной, бесноватый был юноша, и Господь исцелил его. Беснование тяжкий недуг, очень тяжкий. Есть нервные болезни – припадки, а есть беснование духовное – это гордыня, самый страшный бес, который в нас всех без исключения сидит, начиная с меня грешного. Отсюда идет тщеславие, презрение к людям, самовозвышение, самолюбие. Вся нечисть идет от одного корня – от гордыни. Вот этот сложнейший бес в нас всех сидит, каждый на себя посмотри со стороны и ужаснись своему убожеству, вот этому корню страшному, гордыне – «я». Недаром масоны, когда развращали народ русский, еще при Петре Великом, азбуку нам создавали русскую, упразднив славянскую грамоту у нас. Слово «аз» зачеркнули, а «я», последнюю букву, подчеркнули нам – якайте все теперь. И мы якаем с гордостью – «я» что-то значу, кругом «я», «я». А «аз» первая буква, величие образа и подобия Божия, зачеркнута. И так мы его и не понимаем до сего дня, этого слова «аз». Вот эта гордыня наша, корень беснования нашего. Как то говорил я вам – из Марии Магдалины Господь изгнал семь бесов, думаете, что она кричала, пищала, хрюкала, как сейчас нынешние так называемые бесноватые, нервнобольные? Нет. Семь смертных грехов были присущи ей – и гордость, и блуд, и все прочие, и от них, от этого внутреннего духовного беснования, Господь ее исцелил. И каждый стоящий подумай – кто мы, здоровые или бесноватые? Каждый внутрь себя загляни, сколько там этого беснования!

А блуд! Какой бес блуда страшный в каждом сидит. Телом мы уже вроде не грешим, а помыслы какие, какие взгляды, какая мерзость в голове. Содомские противоестественные грехи, о которых стыдно и глаголати. Какая мерзость! Уже разлагается этот труп несчастный, а в голове еще жуткая борьба идет. Это так же беснование есть страшное! Забота об исцелении этих грехов смертных, об исцелении беснования и стремление к исцелению, вот, что должно у нас быть – очищение, плоды покаяния! Господь в Евангелии исцелил сегодня юношу от тяжкого нервного заболевания – беснования, и от внутреннего беснования его очистил. И нас Господь по вере должен исцелить! Только одно воздыхание и молитва, и надежда на помощь Божию. И как мы не упорствуем во грехах своих, а все же смиряемся потихоньку, учимся смиряться. И смотреть нужно постоянно со стороны на себя, своему убожеству поражаться, как еще нас Господь терпит. Не смотреть на чужие грехи, как мы привыкли, тот сякой, тот такой, тот то делает, тот не то. Мы, грешные, в Евангелии говорится, сучок в глазу ближнего видим, а в своем, целого бревнища и то не видим. Посмотри сперва на свое око, на свою жизнь, на свои грехи, ужаснись – и язык замолкнет тогда других осуждать. Вот об этом подумать надо, учиться со стороны на себя, на свое убожество посмотреть. На свое это глупое «я» посмотреть. «Я безгрешная!» — да какая ты безгрешная, ты самая тяжкая великая грешница, бесноватая. Поменьше якай. «С Божией помощью» – умные люди всегда добавляют, когда нужно что-то делать, совершать. А Господь, когда будем обращаться мы к Нему, всегда будет помощником нам.

Часто говорю – к доктору не пойди, про болячки не расскажи, доктор тебя лечить не будет. Послушает доктор, диагноз поставит, таблетки выпишет, уже вроде как будто полегче. Точно так и к Богу если мы не будем обращаться, чувствуя свою внутреннюю болезнь – беснование, конечно нам очень тяжко будет, болеть будем сильней. А обратимся к Богу, и Бог нас всегда услышит, как сегодня услышал и исцелил Господь юношу бесноватого, несчастного в жизни своей земной. У нас столько сейчас беснований! И сколько мы ходим по ложному пути – к экстрасенсам этим, колдунам. Вчера мне женщину приводили, рассказывали. Я ужаснулся. Приводят ее к какому-то деду. Дед говорит: «У тебя грехи тяжкие, баба!» «А какие? Знаю, что грешная». «Ты великая грешница – ты идолам покланяешься. Ты вынеси иконы из дома, сожги их, тогда будешь здорова». Бабка эта ужаснулась, хоть она и мало в церковь ходила. Ужас – как же я руки подниму на лики Святые? Еще отец с матерью в руках их держали, благословляли меня. Не смогу я этого сделать. И вроде, говорит, первый раз как полегчало ей, а второй раз скованная пошла к нему. Так такое беснование началось у нее от этого колдуна, что до сего дня беснуется, и долго этот бес будет мучить. Посмотрел я, сковал ее бесяка окончательно. Вот, что значит пойти к бесу поклониться.

Блюдите, времена опасные. Сколько этих колдунов развелось, чародеев, экстрасенсов, этой всей нечисти! Эти восточные разные заблуждения, лживые секты. Все сейчас сильнейшим образом кругом развивается, плевелы страшные развиваются на поле пшеницы, дабы заглушить пшеницу Христову, а если возможно, совсем ее убить, эту пшеницу Христову. Но Господь терпит до жатвы, а во время жатвы скажет Господь жнецам-Ангелам: «Соберите вначале плевелы в снопы, сожгите их огнем неугасимым. А пшеницу соберите в житницу мою». Так и в наше время эти плевелы гуляют очень сильно, но придет время, Господь соберет, сожжет всю эту нечисть, а пшеничка пойдет в житницу Христову, хлебом жизни, хлебом Вечности быть. И часто повторяю вам – дай, Господи, чтоб мы и слабой и полусухой, но были пшеницей Господней, и чтобы Господь нас всех собрал в житницу свою. В хлеб жизни Вечной превращены были мы, по слову Господню.

В сегодняшний святой день, церковь празднует память преподобного Антония Римлянина. Очень интересное житие его. Как из Рима, когда гонения католики воздвигли на православие, преподобный Антоний спасался на камне. Крупный камень подвинулся сам, во время бури, с места, погрузился в воды моря и поплыл, не утонул, а поплыл. И преподобный с ужасом смотрит – вокруг море бушующее, а он плывет, и против течения, притом. Новгород Великий, люди собрались, канун Рождества Божьей Матери, торжество, Владыко в Святой Софии служит. Вдруг смотрят, по Волхову реке плывет камень, а на нем человек! Огромный валун плывет! Весь Новгород ахнул, все вывалили на берег, что ж будет дальше? Недалеко от Святой Софии на другой стороне, смотрят, камень приплыл, пристал к берегу. Побежали туда, увидели подвижника, стоит в подряснике монах. Стали обращаться, он их языка не знает, ничего не понимает. Оказывается, от древнего Рима, чудесно на камне, приплыл преподобный Антоний в Новгород и чудесно пристал к берегу реки Волхова, где и основали монастырь. Святитель Никита толковал, толковал с ним, ничего не понимает, тот монах. Но потом разобрались, и он сам спросил, куда приплыл камень? В землю Русскую, к истинной церкви православной, от которой его гнали католики на западе. Преподобный Антоний основал в Новгороде монастырь. И особенно чудесно, что он когда уходил от гонений католических, все свои иконы, книжки, все засмолил в бочку и пустил в море, куда Бог определит. И когда стали рыбаки ловить рыбу, выловили бочку рядом с его монастырем. Антоний глянул – обомлел. Его родимая бочка, что он в Риме опускал в море, по воле Божьей приплыла к нему в Новгород. И до сего дня в Новгороде хранятся эти книги, на латинском языке писанные, от Рима принесенные, как историческое свидетельство. Да, действительно, это чудо было. Святитель Никита, чудотворец, подивился, благословил монастырь основать. И сейчас этот монастырь вновь отдали церкви коммунисты-безбожники, часть, конечно, отдали разоренного монастыря. Возвращают, возрождается по милости Божьей монашеская жизнь под покровом преподобного Антония Римлянина.

Как много чудес было, читаешь и диву даешься, какая чудная сила Божия являлась в земле нашей святой Русской. Как преподобный Варлаам среди лета на санях ехал к князю, Петров пост, жара самая страшная, а он говорит: «я ж к тебе следующий раз на санях приеду». Ну, думает князь, чокнулся уже старик совсем, какое лето жаркое: «на санях приеду». Как выпал глубокий снег в начале Петрова поста, смотрят все люди, ошалелые от удивления, Варлаам едет на санях к князю на прием! Все вспомнили, как старец говорил за неделю, что будет мороз сильный и что он на санях приедет. И исполнилось сие. А чудные какие были блаженные в земле Новгородской. Как своим юродством ради Христа, не ради чрева, как мы сейчас, а ради Христа юродствовали, как они открывали грехи тайные человеческие. Земля чудная Новгородская, обителей сколько! Монастырей сколько было. Действительно, расцвет Великого Новгорода был после Киева великий в земле Русской. И об этом свидетельствует преподобный Антоний, камень его хранится в Новгороде, на котором он приплыл, огромный валун. И самое главное, вещи его, из бочки вынутые, как вещественное доказательство. Другой бы сказал, сказку монахи выдумали, да и все, а вещи уже историческая упрямая вещь, и никуда от нее не денешься. Вот каковы Господь творит чудеса. Сейчас в Новгороде, в нашей в земле Русской, в церкви Русской новое Господь явил знамение. Поруганные мощи преподобного Александра Свирского обрели, в музее были, в медицинском институте, как мумифицированный труп лежал он завернутый. Развернули, почитали – нетленные мощи преподобного Александра Свирского лежат! Память его в сентябре совершается, на Александра Невского. Единственный из угодников Божиих всей земли Русской увидел видимым образом Троицу Святую. Как некогда Аврааму праведному явились три ангела, так и преподобному явились три ангела светлые, Троица Святая явилась. И он сподобился благословения лицезреть Святую Троицу. Мощи совершенно нетленные, и кожа светлая, чистенькая, желтенькая. И когда сфотографировали эти мощи, сияние от них идет, особенно от ног преподобного Александра Свирского. Дивен Бог во святых своих! А безбожники нам пишут, читал акт вскрытия мощей: «груда гнилых костей найдена в серебряной гробнице». Как эти коммуняки врали, как людей вводили в заблуждение всех. Красоту эту скрывали, а вранье свое выставляли. Но Бог поругаем не бывает! Память их всех погибла с шумом, богоборцев этих. А святые угоднички Божии после поругания – и преподобный Серафим Саровский, и Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр Невский, и преподобный Александр Свирский сейчас, и другие угоднички – сияют светом тихим невечерним. Угоднички Киево-Печерской Лавры – сколько над ними насмешек было, сколько извращений было, сколько раздевали мощи, показывали указками. «Мумифицированный труп» – и прочее. Терпели угоднички Божии. Вновь облачены в ризы святые, вновь лампадки горят у мощей. Смотрим на эти косточки, на эти ручки высохшие, кланяемся и чувствуем, какая благодать, какая сила благодатная идет от этих косточек, которые Господь чудесно хранит до сего дня. Вот как Господь в святыне нам дает великое утешение – веруйте! И по вере вашей будет вам всем! Все это мы видим, все это мы слышим, всего этого очевидцами сейчас являемся, только Господи, укрепи нашу слабую веру! Предстоят гонения, предстоит ненависть, предстоит скорбь о вере православной истинной. Вразуми нас, Господи, стоять крепко, неподвижно, как преподобный Антоний на камне стоял, океаны и моря переплыл все, и до Руси святой достиг, так и нам на камне веры твердо стоять, дай, Господи, и не подвигнуться никогда! Камень веры есть Христос – наше упование, наша радость, наше спасение и наше наследие жизни вечной, аминь.

С праздничным сегодняшним воскресным днем всех вас! Слава Богу, Господь дал помолиться всем нам. За эту благодать еще одной Божественной Литургии на земле благодарим Господа. Дай, Господи, всем нам единой так же семьей, когда придет время, и на небо переселиться, и Небесную уже Вечную Литургию созерцать у престола Божия во славу Божию! Сейчас оканчиваем святую Божественную Литургию сегодняшнего дня, кто был у исповеди, будем причащать святых Христовых Таин. Молебное пение совершим и пойдем домой отдыхать.

На этой святой седмице что будет у нас? Продолжаем, прежде всего, пост Успенский. Не заморились вы поститься? (-Нет!) Меня бесяка сегодня искушал – ночью снилось, что ем я балык рыбный, да такой вкусный. Вот, говорю, в день скоромный и не подумаешь об этой рыбе, пост – на тебе. Да еще знаю, что обедню мне служить надо. Ах! Да какая ж та рыба во сне вкусная! Сам оглядываюсь, чтоб люди не видели, а о глазах Бога забыл – во, как бес искушает. А в следующее воскресение и баба, наверное, голая приснится. Во, как бесы искушают, куда ж денешься. Мужики скорей крестятся! (смеется) В пост особенно, помните, искушения острые. То, что в будний день скоромный проходишь безразлично, в пост, ох, как искушает. Как-то говорил я вам, конфета у меня валялась в приемной недели две или три – абсолютно ноль внимания. В пятницу святую умылся и не на образ смотрю, а на конфету, ах, как вкусно пахнет, слопать бы эту конфету, а пятница святая. Стал, как дурень, и не знаю антидор или конфету есть. Тьфу ты, да на что мне эта конфета сдалась? Давай, думаю, антидор вкушать. Вот так, малые примеры даю из повседневной жизни. Точно так и вас бес искушает. Сейчас и молока хочется, и всего хочется, прямо аж под ложечкой сосет. Дай Бог выдержать! Белая жижа нам здоровья не даст никакого, а только осквернит нас. Две недельки попостимся. Бес обязательно и рыбой будет искушать нас, и всем, и запахи будут какие! Ой! Особенно в миру, там все пахнуть будет вокруг. Дай, Господи, спокойно выдержать. Да ради этих конфет или ради этой рыбки буду я осквернять святой пост? Да зачем оно мне надо? Уже попостимся в честь святой Девы Марии Успенский пост. Уже сколько прошло поста – пол недели прошло? Еще полторы недельки и нема поста уже! Так что эту седмицу попостимся мирно, тихо и спокойно, во славу Божию.

В будущее воскресение, совершаем празднование апостола и евангелиста Матфия и день ангела преподобного старца Лаврентия Черниговского. Совершать будем службу этому дивному, чудному старцу нашего двадцатого века. Пророку, предсказателю многих событий нашего времени. Многие чада его живы, матушки многие живы, которые видели старца своими глазами, знали дивную его жизнь, и нам повествуют о чудной его жизни. Нетленными мощами почивает он сейчас во граде Чернигове, в Троицком соборе кафедральном. И люди благоговейно молятся у его святых мощей, прося его помощи, поддержки и молитвы. Это дивный старец. Какую он нам дает поддержку в годины смуты! Вселяет в нас веру в то, что враг не сможет победить Церковь. Как бы не восставали враги против Церкви святой Русской православной, мы должны сохранить это духовное святое наследие – единую святую нашу Русскую Церковь. Русь Святую невозможно разбить – так говорил преподобный старец Лаврентий в своих речах, утешая людей накануне грядущих бед и испытаний!