«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».
схиархим.Зосима
Из проповеди схиархимандрита Зосимы в Неделю о блудном сыне
Слава Богу, как вчера вечером говорил я вам, подготовка идет ко святому Великому Посту. Особые Недели сейчас в Православной Церкви, постепенно входит Церковь в Пост святой, постепенно чад готовит ко дням святаго Великого Поста. В прошлое Воскресенье начали мы петь и читать Триодь Постную, мудрую очень книгу, составленную Андреем Критским, Иосифом-песнописцем и прочими великими песнописцами и отцами Церкви. Постепенно готовимся к Посту.
Сегодня Неделя о блудном сыне. Знаменитое Воскресенье, когда читается особое Евангелие о том, как заблудился сын у отца, младший красавец-юноша и как он пришел во объятия отча. И вам сегодня братия, а вчера вечером и сестры, пели чудное песнопение: «Объятия отча отверсти ми потщися…» — наш вздох, чтобы объятия отча, как блудному сыну отец отверз, так и нам всем, кающимся, блудным сыновьям и дочерям — всем отверз Отец Небесный свои объятия Отча!
«Блудно прожив житие…» Блудные грехи — от них никто никуда не денется. Как некоторые говорят: «я уже победил блуд», — он только начинает тобой овладевать еще, несмышленыш ты, воробышек ты серенький неразумный, еще впереди твои все страсти-мордасти. И в восемьдесят лет тебя страсти будут мучить, раздирать твою плоть, и никуда ты не денешься от этих страстей. Так что никогда не говорите глупость, что «я победил, я чего-то достиг», нет «еще только начинаю побеждать, еще только учусь этому подвигу духовному» — вот такое должно быть отношение к нашим блудным страстям, к нашим блудным немощам, к нашим блудным порокам. А извращения какие! Сейчас в Алтаре читал почту, приходящие письма — вопль, крик слышится в этих письмах: «Что с детьми делать!? Чему их в школе учат!?» Эти сексологи, сексопатологи, вся нечисть! Чему ж детей учат? Мерзости, разврату, жуткому страшному падению, чтоб девочки скорей теряли целомудрие, чтоб мальчики развращались — страшно все это. Вопль слышу, слезы на этих письмах. Вот это нынешнее светское образование, двенадцати балльное. Жуткое страшное развращение идет молодежи! Падшая молодежь, потерянная молодежь! Вчера вечером беседовал с доктором знаменитым одним, приехал ко мне. Сын четырнадцать лет, неузнаваемый стал от этих сексов, от этих металлов, от этих… какая сейчас модна свистопляска?… роки уже прошли, говорят… Рэпы, рэпы, вот подсказывает знаменитый Феофан. Это же восхваляют сатану, диавола восхваляют в этих самых сатанинских звуках. И эта молодежь воткнет в уши свои этот аппарат, идет — глаза на выкате, безумные, — он слушает, не видит уже, не слышит ничего, ни трамвая, ни машины, самый настоящий демонизм.
Вот сейчас какой блуд насаждается. А духовный какой блуд идет! Эти секты разные, иеговисты, сатанисты, слово жизни. Там же все извращено! А раскольники эти — это жуткое страшное духовное засилье Украины и всех окрестностей наших. Когда какие-то преступники страшные — бандеровцы — вся эта нечисть собралась, как в древние времена: «Распни! Распни!» — кричали на Голгофе, так и они сейчас, эти иуды-предатели Матери Церкви, раздирают хитон Церкви эти блудные сыновья, бывшие когда-то нашими, как апостол Павел пишет: «Они вышли от нас, но не были никогда нашими». Вот эти все преступники и кричат: «Распни эту Церковь-Мать! Не нужна она!» И прочие мерзости кричат. Голгофа Церкви вновь повторяется…
В тяжелые блудные времена живем. И физический блуд! Извращения, мужеложство, лесбиянство, вся эта нечисть. По Донецку едешь — эти ночные клубы сатанинские! Что ж там хорошего? И молодежь сосет эти соски, папиросы, наркотики. На центральной площади в городе открыто продают наркотики, пожалуйста, бери, употребляй «на здоровье».
С ужасом смотрю, до чего мы пали, блудные мы, несчастные сыновья и дочери! Как погибает наше будущее поколение… Почему я с такой скорбью смотрю на малых сих, на детей, и с сожалением говорю: «Что бедное это рыжее существо мое ждет!? Ни света, ни радости — секс и самоубийство потом духовное — вот, что ждет этих бедных детей в недалекое время для нас. Скорблю об этом только и с этой скорбью, пожалуй, придет время, и уйду в Вечность и в могилу. Не будет уже у нас радости, подъема духовного. Лишь только всем завещаваю: держитесь все объятий Отчих, Матери Церкви держитесь — она спасительница! Хоть и распята будет этими безумными раскольниками и всей нечистью, националистами-сатанистами, и страждущею будет, и кровью Церковь Мать будет исходить новых мучеников, но будет спасать и радость духовную будет давать. Чем больше будет гонений, тем больше шансов и на спасение будет!
Вот в этом да поможет Господь всем – обратиться во объятия Отча, по-настоящему, не официально так прийти: «Боже, помоги», – и пошли, да и все. «Если Ты есть, Боже, свечку Тебе поставлю, а Ты моего сына избавь или дочь защити мою», – нет, молитва слезная, молитва покаянная должна быть. Всегда подчеркиваю, когда приходят ко мне с вопросами разными страждущии родители, о детях своих скорбящии, я говорю всегда, помните, вам-то хорошо обращаться к Богу, и детям вашим необходимо, и привожу простой жизненный пример: когда дерево болеет, листочки лечат в первую очередь или что лечат там? (из храма отвечают, – корень) Корень! Вот какой ты корень гнилой, какая дочка твоя, какой твой внук безбожник, видишь? Вот корень, вот наша жизнь, как фотоаппарат, все показано. Вот, пожалуйста, чего Феофан страдает? – Корень! Родители безбожники, семью не сохранили, а дите теперь расхлебывает все это тяжкими болезнями. Видите корень? И если корень будет исцеляться, если корень придет во объятия Отча, и дерево начнет поправляться тогда постепенно, листочки эти – грехи родительские – отпадут постепенно от этого дерева, и новые уже листочки, новые плоды будут, и новая жизнь будет. Вот об этом задумайтесь, «корни» все, вот за что страждут ваши дети, за что страждет будущее поколение – за ваше Богоотступничество, за ваши грехи, за эти секты страждут, за этих экстрасенсов и колдунов, и прочую нечисть века сего, – вот за что страждут. За порушенные храмы, за порушенные монастыри… Когда-то этот храм украшал великолепный майоликовый иконостас, старые люди мне рассказывали, иконостас этот прадеды села Васильевки привозили в огромных бочках дубовых, чтоб не побилось нигде. Фарфоровый иконостас – сиял всеми цветами радуги, это была неописуемая красота. Мы когда копаем что во дворе, еще остатки попадаются эти при раскопках этой чудной красоты иконостаса. Пожалуйста, воздвигли селяне церковь кирпичную (была когда-то деревянная здесь), иконостас великолепный во славу Божию поставили. Сейчас этот иконостас был бы жемчужиной всего Донбасса, украшением, радостью духовной бы был, свет от него исходил бы, фарфоровое многоцветие. Разрушили, разбили! С кем боролись? С Богом боролись, со святой правдой боролись, с религией боролись, кричали: «Религия – опиум для народа!» Но опиум тоже лекарством является, сдуру-то, конечно, можно и во вред все употребить. И боролись, и, опять же, куда блудный сын сегодняшний обращается? К рожцам, к свиньям – так и мы, свиньи неблагодарные, порушили такую красоту, деревянный поставили. Разрушат и этот, будут бить, кромсать: «Цэ москали поробылы, ворогы наши!», и все прочее будут кричать. И так будет идти эта кровавая история. А Отец Небесный долготерпит, и непобедим Он. Сколько боролись этих строев сатанинских с Богом, кричали: «Бога нет! Опиум», и все прочее. И, опять же, куда идем? К Отцу Небесному, к Богу идем. Он не отвергает нас грешных, Он ждет нас и будет ждать заблудших детей Своих до скончания века. Как для отца и матери на земле нет пропащих детей, какие б они не были преступники, наркоманы, СПИДом зараженные – дитя остается дитем всегда. И как скорбят родительские сердца о погибающем поколении. И сами мы в этом виноваты… И просим в сегодняшний день: «Согреших, Отче, на Небо и пред Тобою, я уже недостоин наречься сыном Твоим, прими мя хоть как наемника, одного из слуг Твоих!» Вот такой вопль покаянный сегодня слышится в песнопениях и в Евангельском чтении в сегодняшний святой Воскресный день.
Это песнопение всегда поем мы, когда в Обители совершается Пасха духовная – пострижение в монашество и в Великую схиму. Когда юноши и девушки, и благочестивые люди отрекаются от всего земного, как блудный сын, от суеты, от этого убожества духовного, ползут в новых одеждах ко Престолу Божию, и с плачем Церковь поет сегодняшнее песнопение: «Объятия Отча отверсти ми потщися…» Приходит этот блудный сын или дочь во объятия Отча, братия и сестры покрывают его воскрилиями риз своих ангельских, мантиями своими, и торжественное шествие по всему храму идет в сопровождении креста. Новое крестоношение начинается в Ангельском чине, и здесь уже трижды распинаются посреди храма, и здесь у Алтаря святого распинаются, символически распиная грехи свои, умирая со Христом, дабы жить вечно с Ним, как апостол Павел пишет. И приползает постригаемый к Евангелию и ко Кресту, и настоятель принимает это распятие, принимает это новое крестоношение, слушает обеты, которые дает постригаемый. «Почто пришел еси, брате или сестро?..» Так, о.Феодосий? Что ты отвечал?
О.Феодосий: «Желая жития иноческого».
Постническаго! Ты что, не постник? (смеется) Постнического жития, подвижнического, трудолюбивого жития. Вот, к чему зовет монашеский путь монашествующих. Новые одежды одеваются, новые ризы спасения, и четки в руки даются, чтобы Иисусова молитва постоянно была на уме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.»