«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Из проповеди схиархим. Зосимы на Прощеное Воскресенье 1999 года

…Поем на вечерне Великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», переоблачаемся в темные одежды постовые, и уже постовым напевом начинаем службы Великого поста, милостью Божией.

После вечерни чин Прощения совершим накануне поста, испросим друг у друга прощения, свои глупые обиды оставим, и с легкой душой вступим во святой пост. Завтра в шесть утра совершаем утренние молитвы, полунощницу, утреню, потом часы великопостные и вечерню сразу совершаем завтра. Кушаем тогда. И в четыре часа Великое повечерие читаем. Начинаем завтра чудную песнь Покаянного канона «Помощник и покровитель бысть мне во спасение». Четыре дня вечерами читаем покаянный канон Андрея Критского – понедельник, вторник, среду и в четверг заканчиваем чтение. Весь Великий канон разделен на четыре части. Будем петь: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Кто может поклоны земные класть, соли свои разрабатывать, миозиты свои исцелять: «Ой, поперек болит!» (смеется) Кто не может – хоть такой поясной поклон. А у кого сил нет – сиди молча на лавочке, со слезами вспоминай жизнь свою греховную, да кайся: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Великие святые мирные дни наступают Великого поста. Дай, Господи, не голодом себя морить. Как сегодня мудро про Иоанна Лествичника читали! Он никогда непосильных постов ни на себя не налагал, ни на людей. Кушал, что повелевали всегда. Был светел, тих, радостен. Но чем угодил Богу? Смирением. Вот, что самое главное, то, чего не хватает нам всем. Гордыня нас все время донимает, обидчивость идет все время. Гордость – корень всех наших зол. Вот об этом крепко-крепко нужно подумать, и преподобный Иоанн Лествичник да будет нам примером. Кушайте, во славу Божию, пищу постную, вдоволь кушайте. Нечего себя голодом морить. Пища нас не удаляет от Бога и не приближает к Богу. Думаешь, что как будешь голодная, так уже спасешься? Абсолютно нет. Будешь только злая, как ведьма, ходить тогда у меня. Аж страшно будет смотреть на тебя. Да лучше ты накушайся, да будь добродушная, добрая, ласковая и хорошая тетка, а не злая вот такая змеюка. Такими не будьте. Все в меру. Потому что и пересыщаться нельзя: обжорство – грех. И голодать нечего. Легко силы потерять, ослабеть, а трудно их восстановить. Тем более, мы сейчас такие слабые духовно и телесно, немощные. Так что без маслица эту неделю до субботы покушаем. И картошечку отваривайте, и супчик себе варите, и борщик себе сварите без зажарочки, без маслица. И огурчики, и капусточки побольше в пост кушайте. Для желудка очень полезно. Приучайтесь. Тяжко больным буду послаблять пост, у кого особенно желудки болеют. Пост исцеляет, а обжорство, конечно, нас всех губит. Так что благоразумно во всем. И вот такими злыми не будьте: закуталась в черное, ее только в ступу, эту бабу, посадить и метлу ей в руки дать – вот это ей и пост будет весь. Светлыми будьте, как сегодня Евангелие говорит нам, радостными: «помажь лицо свое елеем». Будь светлой, умойся, чистенькой, радостной и никто не подумает даже, что ты постишься. А внутри, в душе, соблюдай пост и скорби о грехах своих. Благоразумие во всем дай нам, Господи. Кто работает, что ж, – кушайте во славу Божию, не морите себя голодом. Кто не работает – в церковь надо идти в эти дни тогда, отлагать всю суету. Пришли, помолились, благоговейно, спокойно. После вечерни кушаем, а тогда готовимся к Великому канону. И главное в этот пост – это псалмопение. Псалтирь помогай, Господи, читать. Хоть понемножку читайте. И миряне, и в богадельне чтоб читали за благодетелей Псалтирь старухи. Чтоб не ругались там между собой, а то пособираются – какая из них святей там. А чтобы Богу молились, псалтирь читали за благодетелей, которые кормят нас. Хоть в келье, хоть одной дома, в квартире – зажги свечечку сретенскую, хоть одну «Славу» прочти, хоть одну страничку Псалтири прочти – и то уже будет совершено псалмопение. Мы читаем в житиях святых, что спасались угоднички Божии псалмопением. Вот и нам, особенно во дни поста, даруй этого, Господи. Читайте на славянском языке, учитесь. На русском оно-то понятно, но нет той молитвенности, что на славянском языке. Ничего не поймем сначала, потом быстро вникнем, Бог откроет – все поймем, во славу Божию. Главное – мирно провести пост. Бес будет искушать, всех будет мучить. Полчища бесов на нас будет восставать, и не давать покою: «И на кухне не такую сварили пищу, и в церкви не ту книжку дали! И не те ноты дали». И все это будут так бесята колотить! «Стоп! Отойди от меня, сатана!» Вот так побеждайте беса, чтоб вы не были посмешищем диавольским, но чтобы действительно вы были воинами Христовыми. Как мы будем в среду заамвонную молитву читать: «Победителем греха явитися и достигнути, и поклонитися Светлому Христову Воскресению».

Значит, в Чистый Понедельник и Вторник Литургии не будет. Попостимся хорошенько, а тогда уже в среду будем Литургию первую совершать Преждеосвященных Даров. Сегодня три Агнца заготовили мы на среду, четверг и пятницу. И будем тех, кто будет готовиться, исповедовать и причащать. На первой неделе все старайтесь причаститься Святых Христовых Тайн. Обязательно. Говение! Покаянный канон читается. Очень хороший канон издан на двух языках, на славянском и на русском, очень удобно дома его читать с толкованиями. Много сейчас книг издано. Там, пожалуйста, что не понятно в славянском тексте – почитали в русском, в переводе посмотрели дома. Я когда-то, когда мне попался такой канон, так я перечитал его от корки до корки. А толкования какие! Все объясняется. А то мы стоим, да и ничего не понимаем, что там читают. Батюшка муркнул, певчие буркнули – всё, пошли домой! Вот такой Пост Великий.

В субботу Литургию святителя Иоанна Златоустого будем служить. Феодора Тирона память, коливо в пятницу будем благословлять и кушать. В воскресенье Литургия святителя Василия Великого. Торжество Православия. Будем петь анафему всем еретикам, в этот день поется и Филарету, и всей этой нечисти. А нашим святителям, поборникам веры православной, усопшим – вечную память, а ныне здравствующим святейшим патриархам – «Многая лета». Особый чин торжества Православной веры и поклонение святым иконам. Просьба: на субботу не оставайтесь все говеть, чтобы двести человек не навалилось здесь. В среду мы сами батюшки только причастимся, в четверг будем уже исповедовать и причащать. В четверг готовьтесь, в пятницу готовьтесь, так чтобы постепенно, без нагрузок, без накладок всех исповедовать и на воскресенье поменьше. На воскресенье только рабочий люд, потому что «Чин православия» служба очень долгая, торжественная – поменьше исповедников чтобы было. Но, кто не сможет в будний день – в воскресенье тогда готовьтесь. Соборовать с того понедельника начнем и каждый понедельник рано утром будем служить Литургию Преждеосвященных Даров, исповедовать, причащать будем, и сразу после Литургии соборовать будем. Тоже так на один день не навалитесь все, а потом никого нет. А постепенно между собой согласовывайте, договаривайтесь, чтобы спокойно всем исповедоваться, причаститься и пособороваться во дни Великого поста святаго.

Это как раз в прошлом году я лежал на смертном одре. И это уже год с вами лишний болтаюсь в гостях. Я уже там должен быть. Вот видите, оставили меня еще с вами в гостях. Так что, мои гости, не будьте вредными у меня, особенно во святой Великий пост. Все рассказал, все объяснил я вам. Значит, на субботу борщ варим с маслом, скоромный. Какой он вкусный, этот борщ будет! Предвкушайте в субботу, как он пахнуть будет хорошо, вкусно, этот борщ великопостный. А так кушайте без маслица, но вдоволь. Вдоволь хорошую постную пищу во славу Божию. Все объяснил, все рассказал я вам. Будем злыми или нет? Смотрите, не будьте посмешищем диавольским. Унылыми не будем? В ступу вас мне садить не придется с метлой в руках? А!? Смотрите мне.

Уже предчувствуем в сердце своем радость Пасхи, Светлого Христова Воскресения!