«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

История обители

ХХ век. Васильевский храм, фото 50 г. г.

Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.

Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима.

Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году — зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь.

Читать далее...

14-27 сентября Всемирное Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1999 года

Возлюбленная паства моя, приветствую вас всех с высокоторжественным праздником Воздвижения Креста Господня!

Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия Креста Своего. Господь оружие на диавола дал нам всем — крест святой. Крест святой всех нас со-провождает от дня нашего святого крещения, когда батюшка, крестив нас младенцами, одевал его на нас своей рукой, говоря слова: «рече Господь: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24; 10:38; Мк. 8:34; Лк. 9:23; 14:27).

И этот крест святой сопровождает нас всех во всей жизни нашей: и ночью, и днём, на суше и на водах, и в путешествии, и в горе, и в радости — всегда с нами оружие наше, святой крест. На кресте изображён Спаситель, умерший за нас всех; на обратной стороне креста выбиты святые сакраментальные слова: спаси и сохрани — от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов, видимых и невидимых, спаси и сохрани нас, Господи. И, имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого не боимся — Господь всё побеждает. И часто говорю вам слова: с Богом ничего не страшно. И нам дай, Господи, глубокую такую, чистую веру, чтобы ничего страшно не было нам. Крест святой на мне — ну какая может нечисть ко мне прицепиться: хоть обсыпь меня с ног до головы солью или землёй, или облей меня, и даже «аще смертное испиет человек — не повредит ему» (Мк. 16:18; Лк. 10:19). Вот какова должна быть чистая, глубокая вера. И дай, Господи, чтобы у всех нас эта вера была чистая, глубокая, и крест святой да сопровождает нас всю нашу жизнь. И прах наш, когда предадут земле, крест святой да осенит, да освятит он нас, ожидающих всеобщего воскресения из мертвых. Когда в последний раз мир весь увидит крест — знамение Сына Человеческого, — огненный крест явится на небе, возвещая о кончине мира, возвещая о грядущем Спасителе-Судие, возвещая о наступлении Царства Небесного, ему же никогда не будет конца, как поём мы в святом Символе Веры во славу Божию…

К сожалению, дальнейший текст этой проповеди Батюшки Зосимы не сохранился. Пытаясь хоть частично восполнить этот пробел, мы предлагаем вниманию читателя отрывки из других проповедей, содержащие мысли старца о святом кресте.

Читать далее...

8/21 сентября - РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,/ и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:/ неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие – рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников. И в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Читать далее...

История обители

Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.

читать далее...

Слово Патриарха

Патриарх Кирилл

«С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться...»

читать далее...

Завещание

б. Зосима

Аз грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей (Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей), оставляю последнюю свою волю:

  • и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до ма-лейших подробностей и не допуская никаких отступлений;
  • Строго держитесь Русской православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси;
  • В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые за-коны милосердия:

читать далее...